Как в Кыргызстане регулируется платежная система?

Автор -

    Мир не стоит на месте. Сегодня не выходя из дому, можно заплатить за коммунальные услуги, интернет, пополнить баланс мобильного телефона, оплатить обед в кафе и ресторане, расплатиться в магазинах. В обиходе появляются новые слова — «кэшин» терминал, мобильный банкинг,  электронный кошелек. Национальный банк как орган, регулирующий платежную систему, проводит анализ продуктов, имеющихся на рынке, чтобы обеспечить надежность и стабильность платежной системы страны, безопасность для населения при переводе денег.

    Об особенностях платежной системы, и зачем необходимо ее регулировать в интервью K-News рассказал и.о. руководителя группы по операторам и платежным организациям Управления платежных систем НБКР Антон Бредихин.

    Основной функцией любой платежной системы является обеспечение прозрачности и устойчивости оборота денежных средств населения, отметил специалист. В современных условиях стремительного развития платежной и банковской системы, использования передовых достижений информационных технологий и появления новых участников, новых продуктов на рынке платежных услуг, особо важное значение приобретает ее правовое регулирование, подчеркнул эксперт.

    Так, изначально Национальный банк регулировал только банковские и небанковские финансово-кредитные учреждения. Но с выходом в последние годы на рынок новых игроков, темпы роста данных организаций, а также обороты, которые совершаются через их системы, возникла необходимость государственного регулирования.

    Национальному банку необходимо было определить четкие критерии регулирования платежной системы, которые ограничили бы возможные риски.

    «Это особенно важно на рынке, который оперирует инновационными технологиями, где риск ошибки системы, организации, технической ошибки клиента является очень высоким. Рыночные механизмы не всегда способны гарантировать в полной мере минимизацию рисков. При ведении бизнеса заключается множество договоров, которые, к сожалению, в большинстве случаев учитывают интересы только договаривающихся сторон. При этом интересы населения рассматриваются во вторую очередь. Поэтому Национальный банк совместно с участниками платежных систем начал разрабатывать проекты подзаконных актов по лицензированию деятельности, связанной с услугами по приему платежей в пользу «третьих» лиц и/или процессингу, которые бы в целом устраивали все стороны, не меняя кардинально условия этого рынка, но в тоже время, делая его более регулируемым», — пояснил Антон Бредихин.

    Среди имеющихся рисков эксперт обозначил:

    — возможность финансовых потерь для пользователей электронных денег, связанных с неконтролируемым и спонтанным выпуском электронных денег без наличия их финансового обеспечения;

    — недостаточность рыночных механизмов по защите прав держателей электронных денег, которые могут пострадать от возможных банкротств операторов, хищений средств, сбоев в работе систем электронных денег.

    «Национальный банк  — активный сторонник развития безналичных платежей, но указанные риски потребовали разработки нормативных правовых документов, регулирующих выпуск и распространение электронных денег. Одним из фундаментальных требований стало то, что электронные деньги в обязательном порядке должны подкрепляться реальными деньгами в полном объеме на банковских счетах в банках, а эмиссию электронных денег вправе проводить только финансово-кредитные учреждения, к которым со стороны Национального банка определены самые строгие требования и проводится постоянный мониторинг деятельности», — подчеркнул и.о. руководителя группы по операторам и платежным организациям Управления платежных систем НБКР Антон Бредихин.

    Поделиться