Зина Исабаева: В Кыргызстане предпочитают получать выгоду сегодня, а не вкладываться в будущее развитие

Автор -

    В конце апреля Кыргызпатент совместно со Всемирной организацией интеллектуальной собственности наградил лучших изобретателей страны. Об отечественных изобретениях, проблемах с защитой авторских прав и борьбой с контрафактными товарами KNews рассказала заместитель директора Государственной службы интеллектуальной собственности и инноваций (Кыргызпатент) Зина Исабаева.

    Много ли изобретений регистрируется в Кыргызстане и есть ли среди них необычные?

    По количеству, конечно мало, тут даже ничего не скажешь, в 2008 году поступило 135 заявок, в 2009 — 146, в 2010 — 134, в 2011 — 124, в 2012 – 110. Сказать, что есть тенденция к снижению, нельзя — в целом в странах СНГ идет небольшой спад патентования, наверное, сказываются последствия экономического кризиса. И, в принципе, в мире уже все изобретено, и каких-то новых пионерных изобретений не так много. Но есть совершенствование уже имеющихся, внедрение новых технологий.

    Нельзя судить о качестве изобретений, каждое изобретение по своему уникально, тут необходимо сказать о связи производства и науки, к сожалению, эта связь слабая, если не сказать, что она вообще отсутствует. Конечно, можно понять и производственников, так как внедрение новых технологий всегда несет за собой немалые расходы. И если будут какие-то преференции для производств, которые используют инновационные разработки, может быть, интерес промышленников возрастет. В ведущих странах мира каждое предприятие имеет конструкторские или изобретательские подразделения, которые работают над решением конкретных задач производства, что, несомненно, приведет к созданию конкурентоспособной продукции. У нас мало предприятий, которые находятся в поисках новых технологий, а существующие предприятия предпочитают получать выгоду сегодня, а не вкладываться в будущее развитие.

    Наверное, такая система сложилась со времен Советского союза, когда государство брало на себя функции внедрения. Сейчас предприятия находятся в частной собственности, также необходимо отметить, что патентное право относится к частному праву, автор изобрел, подал заявку, получил патент и сам решает, продать, подарить или внедрять в промышленность свое ноу-хау. Однако у авторов зачастую возникает проблема с внедрением, они жалуются, что государство не занимается этим.

    А государство может сейчас взять на себя эту функцию?

    С прошлого года Кыргызпатенту передали функции развития инновационной деятельности, поэтому сейчас мы думаем над тем, как свести изобретателей и бизнесменов. Мы решили составить список самых лучших изобретений, для этого была специально создана оценочная комиссия из своих и внешних экспертов. После отбора лучших изобретений мы хотим предложить их внедрить в те отрасли экономики, где они могут быть использованы. Я пока не могу сказать, какие именно изобретения станут лучшими, это выявит комиссия, но изобретения должны отвечать нескольким критериям — это должно быть что-то новое, решающие какие-то социальные задачи, помогающие развивать ту или иную отрасль.

    Также в этом году мы планируем провести анализ инновационного развития страны — оценить наш потенциал, исследовать деятельность малых и средних предприятий, узнать, используются инновации или нет.

    Как я уже сказала ранее, во многих странах предприятиям, которые используют новые технологии, предоставляют какие-то налоговые льготы, например, освобождают на определенный срок от выплат, и эти производства сами ищут людей, которые занимались бы изобретениями. Понятно, что денег в бюджете нет, экономика слабая, но хотелось бы, чтобы было хоть какое-то развитие. Может быть, следующая генерация предпринимателей и бизнесменов сможет внедрить инновации.

    Еще одной функцией Кыргызпатента является борьба с контрафактной продукцией, как обстоит дело с этим направлением?

    Борьба с поддельными товарами, меня, как человека, очень беспокоит. Поддельные лекарства, продукты питания, игрушки для детей зачастую могут нанести вред здоровью, а порой и жизни. Это угроза национальной безопасности. Недавно Департамент профилактики заболеваний и экспертизы Министерства здравоохранения КР проверил детские игрушки и выявил большое содержание вредных химических веществ. А мы удивляемся, что наши дети болеют, что у них слабый иммунитет, постоянная аллергия. А лекарственные средства? У нас больше половины медикаментов в стране контрафактные. То же самое с продуктами питания. Но у Кыргызпатента нет функций контроля и выявления. Но ведь эти вопросы касаются каждого из нас. Сейчас работает межведомственная группа, в которую входят наши специалисты, представители правоохранительных органов, Таможенной службы, которая должна выработать механизмы пресечения распространения поддельной продукции.

    Также у нас проблема с аудио-видеопродукцией, когда начинаешь про это говорить, все отмахиваются, мол, недостаточно у населения средств на лицензионную продукцию, но почему кто-то является творцом, а у него его творения крадут.

    Мы стараемся заниматься информированием населения о вреде контрафактной продукции, проблема в том, что у нас нет общественных организаций по защите прав потребителей, которые смогли справиться с этой задачей. Сейчас мы готовим проект — борьба с контрафактной продукцией, угрожающей здоровью и жизни населения. Мы хотим привлечь мэрию, общественные организации для распространения роликов, в которых рассказывается о вреде контрафактной продукции.

    Что вы можете сказать по поводу защиты авторского права, на должном ли оно уровне в Кыргызстане?

    Во всем мире права авторов защищают авторские общества. В нашем законодательстве прописано, что Кыргызпатент занимается этими функциями, пока не будет создано такое общество. Мы, конечно, стараемся защищать права авторов, но в нашем обществе это не очень хорошо удается. Все привыкли покупать нелицензионную аудио-видеопродукцию, исполнять чужие песни, в общем, нарушать законы об авторском праве.

    Недавно к нам пришел кинорежиссер и рассказал, что обнаружил контрафактные диски с его фильмом. По его словам, он еще даже не окупил свои затраты, а диски уже вовсю продаются, при этом он не давал такого разрешения. Когда они с правоохранительными органами поехали на рынок  для проверки, парни, продающие эти диски, даже совершили нападение. Я не понимаю, почему кто-то работает, вкладывает деньги, а другие пользуются его плодами и делают на этом деньги?

    В вашем ведомстве есть инспекторы, которые собирают средства от пользователей и передают их авторам, много ли средств собирается?

    Да, у нас есть Управление авторскими и смежными правами. Желающие передают свое право нашему ведомству, инспекторы собирают деньги с телеканалов, ресторанов, концертных площадок, где используются произведения этих авторов.

    Например, в прошлом году было собрано порядка 5,5 млн сомов, эти средства один раз в год распределяются между авторами.

    Поделиться