Эксперт: Председатели домкомов не уполномочены выдавать справки с места жительства

Автор -
2905

    ОО «Арыш» совместно с Бишкекским городским кенешем, мэрией Бишкека и партнерскими организациями ведут работу по упрощению системы регистрации по месту пребывания для улучшения системы учета внутренних мигрантов и обеспечения их доступом к базовым социальным услугам. Об этом сообщила эксперт общественного объединения «Арыш» Айжан Сатыбекова на круглом столе на тему «Регистрация по месту пребывания. Как обеспечить учет и социальное обеспечение внутренних мигрантов города Бишкека».

    По ее словам, данная инициатива реализуется на протяжении последних двух лет и на первом этапе планируется как пилотный проект по регистрации граждан КР по месту пребывания в Бишкеке.

    «В ходе реализации проекта была проанализирована существующая модель учета и регистрации граждан КР. Согласно закону «О внутренней миграции КР» прибывший в Бишкек внутренний мигрант, если он находится в городе свыше 45 дней, он должен встать на учет, обратившись в орган регистрации с заявлением и документом, удостоверяющим личность. Однако когда приходишь в структурные подразделения ГРС помимо паспорта требуют правоустанавливающие документы на жилое помещение: договор аренды либо договор купли-продажи, однако не всегда они могут быть представлены заявителем. Перечень документов вывешен во всех паспортных столах ГРС, то есть действует расширительная норма, усложняющая процесс регистрации внутреннего мигранта», –сказала Айжан Сатыбекова.

    Также мы установили, что гражданин, столкнувшись с необходимостью получить те или иные муниципальные или государственные услуги, обращается к председателям квартальных или домовых комитетов для получения справки с места жительства. Затем ему приходится идти в органы ГРС для получения временного талона, выдаваемого по месту пребывания. Потом домкомы передают информацию в органы, например, в предприятия предоставляющие коммунальные услуги, в целом поставщикам услуг, а также в мэрию, в ГРС. Дальше в Минздрав, ЦИК, Соцфонд и так далее.

    «Во время передачи данных по этой цепочке информация очень сильно разнится. Например, количество абонентов МП «Тазалык» –одна, информация Нацстаткома – другая. Везде идут разрывы и точных данных о количестве мигрантов на сегодняшний день нет», –добавила она.

    Как отметила эксперт, внутренние мигранты зачастую не знают или не обращаются в органы учета, потому что они не могут предоставить все необходимые документы. Самая распространенная сложность – это отсутствие договора аренды, поскольку преимущественное большинство арендодателей не ведут налоговую отчетность.

    «Это влечет ограничение свободы перемещения мигрантов, ущемление базовых прав, отсутствие временного талона ГРС  и, как следствие, затрудняются процессы трудоустройства, получения образовательных, медицинских услуг. Я уже отмечала, что нет точного учета внутренних мигрантов. Домкомы представляют разные данные. Кстати, при проведении анализа законодательства мы не нашли информации, что домкомы и квартальные уполномочены выдавать справки с места жительства. По сути – это пережиток советского прошлого, когда домкомы являлись частью государства. Сейчас это общественные избираемые должности. И очень странно, что госорганы отправляют к ним, поскольку там происходит коррупция, хоть они и не являются должностными лицами, но факт продажи справок налицо. По данным справок, выписанных некоторыми домкомами, количество жителей однокомнатной квартиры может достигать 10 человек», – заключила Айжан Сатыбекова.

    Проект «За реформу системы регистрации с целью обеспечения прав граждан КР» финансируется Европейским союзом, Германским фондом Bread for the World и рядом партнерских организаций. Общий бюджет данного проекта составляет 498 тыс. евро. 

    Поделиться