Можно ли зарабатывать на сообщениях о коррупции?

Автор -
363

    На днях живую дискуссию среди общественности вызвало интересное предложение группы депутатов. В парламенте представили законопроект, согласно которому предлагается награждать граждан, сообщивших о коррупционном преступлении. Проще говоря, на «сливе» чиновников можно будет заработать.

    Парламентарии предлагают выплачивать информаторам ни много ни мало до 100 тыс. сомов. В обществе инициативу восприняли неоднозначно. Советское прошлое прочно укрепило в сознании отдельных граждан: быть «стукачом» – плохо. Их оппоненты, напротив, считают, что сообщать о преступлении – значит, проявлять гражданское самосознание и неравнодушие, а если за это еще и приплачивать начнут, то они с удовольствием помогут властям бороться с коррупцией. Особо находчивые же, не без доли сарказма, стали писать, что нашли себе новую работу, поскольку «на лапу» берут чуть ли не в каждом госоргане: сливай – не хочу.

    KNews обратился к одному из инициаторов законопроекта депутату ЖК Исхаку Масалиеву и узнал, можно ли зарабатывать на сообщениях о коррупции и как не прослыть стукачом. Как и ожидалось, депутат объяснил, что не все так просто. Законопроект разработан для того, чтобы побудить граждан сообщать о тех фактах коррупции, о которых они имеют достоверную информацию, но не хотят или не решаются идти в соответствующие органы.

    «Возьмем, к примеру, ГРС (Государственная регистрационная служба – прим. KNews). Многие говорят, что за выдачу паспорта там требуют деньги. Если бы кто-нибудь мог назвать конкретных людей и конкретные факты, он бы оказал большую помощь следствию. Со стороны можно впустую говорить о коррупции, но от этого никакого эффекта не будет. Если же гражданин обладает достоверными фактами, государство обеспечит его безопасность и гарантирует, что, скажем, начальник не оставит его без зарплаты», – поясняет суть инициативы депутат.

    Дальше – еще сложнее. Сообщить, что твой коллега, шеф или сотрудник «налоговой» любит брать мзду – мало. Надо еще доказать, что действия этого мздоимца подпадают под определение «коррупция». Вот, что говорит по этому поводу Масалиев: «Коррупция, согласно нашему законодательству, является системным явлением. О ее наличии мы можем говорить, когда факты подкупа повторялись несколько раз. В первый раз это называется превышением полномочий».

    Из патриотических побуждений или чисто корыстных, но, допустим, человек сообщил и доказал факт наличия коррупции в ведомстве. Теперь встает самый главный вопрос – сколько получит информатор?

    «Выплата будет составлять 30 процентов от доказанной суммы ущерба. Не от суммы, которую запросил коррупционер, а от того ущерба, который он в своей деятельности нанес государству. Но максимальная сумма премии не будет превышать 100 тыс. сомов», – уточнил парламентарий.

    Депутат также предупредил, что, в случае принятия, закон невозможно будет использовать только для того, чтобы «просто слить» неугодных людей. «Некоторые могут подумать, раз есть закон, буду писать на своего начальника. Но никто не отменял ответственности за дачу ложной информации. Нельзя просто так взять и сообщить о несуществующем преступлении. Человек должен доказать, что, к примеру, кто-то получает определенную сумму за определенные услуги. Во время общественных дискуссий еще многое прояснится», – разочаровал он.

    Ни для кого не секрет, что коррупция в Кыргызстане есть. И ее много. На мероприятии ко дню борьбы с этим злом еще раз озвучили шокирующие цифры – годовой объем коррупции в стране. Сумма впечатляющая – за год кыргызстанцы дают и получают взятки на $700 млн. При пересчете на сомы по сегодняшнему курсу это 53 млрд 60 млн сомов, что равно 12,5 процента ВВП нашей страны.

    Казалось бы, при таких масштабах можно неплохо зарабатывать, сообщая о явных коррупционных схемах, с которыми каждый из нас изо дня в день сталкивается – в больницах, в системе образования, в милиции и ДПС… Но есть у этой новинки другая сторона – слишком верны мы родственным узам. Нас всего шесть миллионов, и при желании всегда найдется общая родня с любым незнакомцем. Сильны в нас также понятия «односельчанин», «земляк», «старший по званию» и другие. И вообще, мы народ патриотичный, потому своих не сдаем. Даже соседи рассказывают друг другу все секреты не только своей работы, но и отношений с супругами. Ибо доверяют. И как в такой атмосфере не прослыть «врагом народа»?

    «В Германии сосед может сдать соседа за прогрев машины целых 15 минут. И в отношении нарушителя будут приняты меры. Но от этого они не становятся врагами. Для них это привычно. Никто не будет называть сдавшего человека стукачом», – пояснил Исхак Масалиев.

    Однако оптимизма депутата не разделяют юристы и правозащитники. Глава Института общественного анализа Рита Карасартова считает, закон не будет иметь того эффекта, который ожидают увидеть инициаторы. «Мы часто сообщаем о фактах коррупции совершенно бесплатно. Но результатов нет. Был случай, когда мы за счет своих средств довели до суда факт коррупции в Министерстве сельского хозяйства, доказали их вину, но в итоге ничего добиться не смогли», – говорит юрист.

    С ней согласна и директор ОФ «Наше право» Калича Умуралиева. Она отметила, что в западных странах подобная система работает: гражданин сообщает о факте коррупции, и если он подтверждается, ему выплачивают вознаграждение. «Но у нас все по-другому. Мы много раз обращались во все правоохранительные органы, предоставляли все подтверждающие документы о незаконной стройке в пятом микрорайоне. Но нам отказывали в возбуждении дела. И мы поняли, что правоохранительные органы и суды просто зарабатывают на этом: ставки растут, но коррупционера не посадят. Сообщения о фактах коррупции работают на обогащение милиции, прокуратуры и судей», – говорит правозащитник.

    К тому же, по ее словам, неправильно, когда государство платит деньги гражданам за сообщение о преступлении коррупционной направленности. «Сама эта процедура таит коррупционный элемент», – считает Калича Умуралиева.

    Она отметила, что по факту в КР не доведено до логического завершения ни одно дело, кроме экс-мэра Бишкека Наримана Тюлеева. «Но и тут мы видим, что награбленное грабят другие. Ведь сегодня у нас на всех уровнях коррупция. Будут собирать друг на друга компромат. Кто побогаче станет откупаться, а те, что без денег, подпадут под машину это системы. И если граждане начнут сообщать о коррупционерах, то не факт, что украденное вернется в бюджет, скорей осядет в карманах», – заключила Калича Умуралиева.

    Адвокат Улан Джумаков также воспринимает инициативу с сомнением «Непонятно, какой орган будет заниматься этим. Передадут функцию в Генпрокуратуру или создадут отдельную комиссию? Вопросов много», – отмечает юрист.

    Он также считает, что сумма вознаграждения очень маленькая для раскрытия больших схем. «В других странах выплачивают миллионы. Люди просто не станут сдавать друг друга за такую ограниченную сумму. О коррупционных схемах чаще всего знают коллеги. Но когда человека назначают на пост, он приводит свою команду, доверенных лиц. Они не будут друг на друга докладывать. В конце концов, нужно четко разделить, что является коррупцией, а что превышением полномочий, и что есть мошенничество. Человека могут обвинить, скажем, за превышение, и информатор ничего не получит», – предупреждает Улан Джумаков.

    Юрист подчеркивает, что вопрос о «стукачестве» вообще не должен подниматься. «Нужно разделять понятия «слив» и гражданское сознание. В странах Запада вторую чувство сильно развито. У нас ситуация сложилась немного иначе», – говорит адвокат.

    Не пора ли менять наши взгляды?

    Поделиться