К концу 2016 года в Кыргызстане будет официально введено ОСАГО, которое коснется всех автовладельцев

Автор -
1031

    В настоящее время проект закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) рассматривается в комитетах Жогорку Кенеша.

    Законопроект предусматривает обязательное приобретение автовладельцами полиса ОСАГО. Согласно предварительным расчетам, тариф в Кыргызстане по ОСАГО составит от 2 до 3 тыс. сомов в зависимости от марки автомашины, возраста и стажа вождения водителя.

    Отказавшиеся от ОСАГО автовладельцы будут облагаться штрафами ДПС. Страхованием автовладьцев будут заниматься около 10 компаний, уставной капитал которых составляет не менее 50 млн сомов.

    Как сообщается на сайте Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком, данный законопроект необходим в рамках вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

    Его принятие создаст равные возможности в области использования автотранспортных средств и обязательного страхования. Комитет по ЕАЭС впоследствии планирует продолжать работу по унификации законодательств стран-участниц, а также планируется заключение соглашения о взаимном признании страховых полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств стран-участников ЕАЭС.

    Целью проекта закона ОСАГО является защита прав и законных интересов потерпевших и/или выгодоприобретателей на возмещение причиненного вреда в результате дорожно-транспортного происшествия при эксплуатации автотранспортных средств, а также защита имущественных интересов владельцев автотранспортных средств, застраховавших свою ответственность.

    Принципы данного вида обязательного страхования это:

    1) гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах страховых сумм;

    2) всеобщность и обязательность страхования гражданско-правовой ответственности владельцами автотранспортных средств;

    3) непрерывность действия обязательного страхования в течение всего срока эксплуатации автотранспортного средства на территории Кыргызской Республики;

    4) экономическая заинтересованность владельцев автотранспортных средств в защите имущественных интересов.

    Это означает, что в случае ДТП, где виновником будете признан один из участников ДТП, ремонт пострадавшему будет оплачивать не автовладелец, а страховая компания, в которой застрахован водитель. (Проще говоря, въехали в Вас – Вы получите деньги, въехали Вы в кого-то – Вы ничего не получите, но и сами платить не будете).

    В отношении возраста водителя и его стажа вождения в расчетах был заложен принцип, чем выше стаж вождения водителя автотранспортного средства, тем дешевле он приобретает страховой полис.

    п/п

    Возраст водителя и стаж вождения

    К2

    1.

    Менее 25 лет/менее 2 лет

    1,06

    2.

    Менее 25 лет/более 2 лет

    1,02

    3.

    25 лет и старше/менее 2 лет

    1,02

    4.

    25 лет и старше/более 2 лет

    0,97

     

    Наименование транспортных средств

    по видам

    К1

    Легковые

    Объём двигателя до 2000 см3

    Объём двигателя от 2001 см3 до 3000 см3

    Объём двигателя от 3001 см3 и выше

     

    0,7

    0,9

    1,1

    Грузовые

    до 2 тонн включительно

    свыше 2 тонн

     

    1,42

    1,62

    Специальные

    0,9

    Автобусы

    1,43

    Микроавтобусы

    1,25

    Мототранспорт

    0,45

    Прицепы и полуприцепы

    1,79

    Самоходные дорожно-строительные машины

    0,45

    Экскаваторы всех марок

    0,45

    Бульдозеры

    0,45

     

    Как видно из таблицы, малолитражные транспортные средства и специальная и сельскохозяйственная техника, будут оплачивать страховую премию в меньшем размере.

    Максимальный лимит ответственности страховой компании по одному ДТП составляет 550 тыс. сомов (200 тыс. сомов за смерть, 200 тыс. сомов за вред здоровью, 150 тыс. сомов за вред имуществу). Реальная выплата производится исходя из фактического вреда, но не более этого максимального лимита.

    Согласно данному проекту закона при смерти выплачивается 200 тыс. сомов, если пострадавший один. Если их несколько, то пропорционально количеству погибших.

    Как подчеркивается на сайте Государственной службы регулирования и надзора за финансовым рынком, Кыргызстану необходимо принять законопроект ОСАГО, т. к. он вошел в перечень законопроектов 2 этапа в соответствие с договорно-правовой базой ЕАЭС» и вхождением Кыргызстана в Таможенный союз. Одним из условий при пересечении границ стран будет являться наличие страховых полисов по данному виду страхования.

    В настоящее время владельцы автотранспортных средств Кыргызстана, выезжающие за пределы Кыргызской Республики подпадают под страхование данного вида в других странах (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Китай) и платят за страховой полис, а владельцы автотранспортных средств этих стран при пересечении границы Кыргызской Республики не платят ничего из-за отсутствия Закона в КР по ОСАГО.

    Также Кыргызская Республика является членом Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС) и в рамках Транзитно-транспортного координационного совета (ТТКС) рассматриваются вопросы вхождения стран членов ОЭС в схему «Белой карты ОЭС», где одним из условий является принятие данного законопроекта. (В «Белую карту» входят: Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Иран, Турция, Афганистан, Пакистан).

    Белая карта позволяет автотранспортным средствам стран-членов ОЭС беспрепятственно пересекать границу той или иной страны члена ОЭС, а также будет застрахована ответственность перед третьими лицами.

    Транзитные перевозки автомобильным транспортом в регионе сталкиваются с рядом барьеров и препятствий, включая не гармонизированное законодательство по движению, отсутствию действенных и эффективных страховых механизмов.

    До настоящего времени, возмещение вреда при ДТП осуществлялось пострадавшими самостоятельно, через судебные органы.

    Поделиться