Дети с ограниченными возможностями нуждаются в особой семейной заботе

Автор -
231

    В целях  социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с семьями детей с ограниченными возможностям здоровья. Многие родители, воспитывающие такого ребенка, подвержены стрессу. В стрессовом состоянии возможны частые перепады настроения, человек может впадать в ярость, или ему вдруг становится страшно. Как правило, справиться с переживаниями и выйти из стрессового состояния помогает непосредственное выражение своих эмоций.

    «Организация комплексной психосоциальной работы с людьми с ограниченными возможностями, прежде всего, зависит от того, в каком возрасте получена инвалидность. Поскольку во многих случаях инвалидность появляется в детстве, каждый ребенок с отклонениями в здоровье и развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения. Взаимосвязь параллельного лечения и обучения в каждом конкретном случае имеет свои характерные особенности», – рассказывает менеджер по проектам Фонда Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) Анара Надирбекова. 

    По ее словам, каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в общеоздоровительных мероприятиях. Особенности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья обычно связаны с низкой работоспособностью центральной нервной системы, которую можно повысить к 10-летнему возрасту. Для этого, поясняет специалист, необходимо использовать все методы социальной и психологической работы, в которые лишь вносится некоторая специфика.

    «Мероприятия по социально-средовой ориентации включают социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику, обследование личности ребенка, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение детей с ограниченными возможностями к участию в группах», – говорит заведующая республиканской Психолого-медико-педагогической (ПМПК) консультации Татьяна Романова.

    Родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают множество трудностей различного характера, связанных с принятием сложившейся ситуации, лечением, развитием, обучением и социализацией ребенка, получением профессии и трудоустройством (ребенка и своим собственным), налаживанием внутрисемейных отношений и др. Нерешенные вопросы часто порождают подлинные житейские проблемы, в свою очередь, обуславливающие различные психогенные, нервно-психические расстройства, которые выражаются в чувстве вины перед ребенком, гиперопеке или завышенных требованиях к ребенку, игнорировании интересов здоровых членов семьи, отрицании диагноза или пренебрежении врачебными рекомендациями.

    «Значительная роль в социально-психологической реабилитации семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья должно отводиться сохранению и расширению их социальных контактов, особенно, оказывающих психотерапевтическое воздействие. Так, благотворным является общение с семьями, имеющими сходные проблемы. Благодаря общим интересам, появляется возможность обмена опытом и оказания взаимной психологической поддержки», – говорит руководитель ПМПК.

    Также стоит отметить опыт стран, в которых создаются центры развития ребенка, где педагоги помогают детям, проводя коррекционно-развивающие занятия, построенные с учетом индивидуальных особенностей этих детей. В таких центрах родители могут получить и психологическую помощь.

    Поделиться