Минздрав обнародовал итоги служебного расследования в детском отделении онкоцентра

Автор -
817

    Министерство здравоохранения предоставило KNews справку, составленную по итогам работы комиссии, проверявшей работу детского отделения Национального центра онкологии. Служебное расследование было инициировано после письма, написанного группой родителей, потерявших своих онкобольных детей, на имя президента и премьер-министра Кыргызстана. В послании говорилось о грубости и моральном шантаже со стороны Дамиры Байзаковой, о многочисленных нарушениях, допускаемых в работе отделения, и о не менее многочисленных смертях маленьких пациентов, которых, уверены родители, могло бы и не быть, если бы не халатность заведующей.

    Как указано в справке, в ходе служебного расследования проводилась экспертиза медицинских карт стационарных больных за 1,5 года, проверялись поставки гуманитарной помощи, оценивалось состояние системы инфекционного контроля, работа по кадрам и состояние оборудования в детском отделении и отделении реанимации и интенсивной терапии. Кроме того, комиссия провела оценку меморандума, заключенного между компанией «Новартис, Аксиос Интернешнл» и Национальным центром онкологии в лице теперь уже экс-заведующей детским отделением Дамиры Байзаковой. KNews публикует текст справки:

    «Отделение детской онкологии и гематологии рассчитано на 35 коек. По штатному расписанию с 2010 по 2014 годы врачебных ставок – 3,5, среднего медперсонала – 13 ставок. За 2010-2014 годы уволились 2 врача и 6 медсестер, в настоящее время работает 2 врача (зав. отд. на 0,5 ставки и 1 врач на 1,0 ставке) и 7 медсестер, вакантны 2 ставки врача.

    I. В 2008 году проводилась комплексная проверка лечебной, научной и организационно-методической работы детского отделения онкогематологии Национального центра онкологии, по итогам были даны рекомендации для НЦО. Согласно представленной информации НЦО о выполнении рекомендации, из 14 пунктов выполнены только 2 пункта.

    Кроме того, на основании результатов проверки эффективного использования средств, направляемых на питание и медикаменты в НЦО (приказ МЗ от 08.04.2014 года № 164), приказом НЦО от 11 апреля 2013 года № 46 за нарушение приказа МЗ КР от 05.03.2008 года № 103 «Об утверждении форм и инструкций по хранению и учету лекарственных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ КР» Байзаковой Д.О. объявлен выговор.

    II. Относительно правомочности сотрудничества Байзаковой Д.О. с клиникой Италии, комиссией установлено, что официального меморандума (соглашения) НЦО с итальянской стороной, обозначенного в обращении родителей, в настоящее время не имеется. В 2008 году был разработан стратегический план о заключении соглашения между итальянской клиникой PaulO, Gormanlifeline и НЦО. Однако данный вопрос остался открытым, и на сегодняшний день соглашение не подписано.

    III. Материально-техническая база детского отделения и отделения реанимации и интенсивной терапии.

    В отделении нет оснащенной палаты интенсивной терапии (ПИТ), в связи с чем, больным с онкозаболеваниями тяжелого течения не проводится круглосуточный мониторинг жизненно-важных показателей (постоянный контроль скорости гидратации и диуреза, температуры тела, артериального давления, пульса и других показателей).

    Отделение оснащено портативным кислородным концентратором, из которого возможна подача кислорода только 1 больному, прикроватными мониторами (3 штуки), мешками «Амбу» на 500 и 1500 мл с детскими масками. Имеющееся оборудование приобретено по линии гуманитарной помощи, находится в рабочем состоянии, при этом нет дефибриллятора и портативного кардиографа.

    Кроме того, Байзакова Д. внутри детского отделения ведет амбулаторный прием детей с онкозаболеваниями, направленных первично и состоящих на учете, так как в поликлинике НЦО амбулаторный прием онкогематологических больных детей не предусмотрен, что создает многочасовую очередность детей в отделении. Во время амбулаторного приема «Карта учета посещений пациента в амбулаторно-диагностическом отделении» (форма № 039/у) не заполняется, не учитывается число принятых амбулаторных больных и в журнале (за время проверки данная документация не была предоставлена), то есть нет фактического объективного учета амбулаторных больных.

    Следует отметить, что медицинские карты (за 2013-2014 годы) выписавшихся стационарных больных не сданы в централизованный архив НЦО, а хранятся в отделении.

    IV. Нормативно-правовые документы по лечению детей с онкогематологическими больными.

    В отделении детской онкологии и гематологии НЦО применяются следующие протоколы лечения детей:

    1. Острый лимфобластный лейкоз – «ОЛЛ-КГПО — 96» (Центр гематологии и полихимиотерапии злокачественных заболеваний крови у детей, Москва, 1996 год);

    2. протокол ALL-REZBFM 96 (GPOH, Berlin, 1997);

    3. При всех остальных вариантах лейкоза и солидных опухолях различных локализаций: Стандарт оказания специализированной помощи детям и подросткам с гематологическими и онкологическими заболеваниями (ФГУ Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии Росздрава, НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ РАМН, Москва, 2009).

    Утвержден только один протокол по лечению острого лимфобластного лейкоза у детей Ученым Советом НЦО от 22.03.2001 года (№4), который потерял свою актуальность и пригодность.

    При этом отсутствует национальный клинический протокол по лечению детей с онкологическими заболеваниями с учетом доказательных основ и международных стандартов.

    V. Клиническая часть.

    Комиссией проведена экспертная оценка 525 медицинских карт стационарных больных детей за 2013 год и 220 – за 2014 год, в том числе 59 карт с хирургическими патологиями.

    За 2014 год больше 40 % истории болезни абсолютно не заполнены лечащим врачом Байзаковой Д.О., около 30 % заполнены частично.

    По данным Республиканского медико-информационного центра и отдела статистики НЦО, за 2013 год число пролеченных случаев в детском отделении НЦО составило 526, в том числе, число выписанных – 520, умерших – 6. За первое полугодие 2014 года число пролеченных случаев – 221, в том числе, число выписанных – 213, умерших – 8.

    Проверка установила, что фактически за 2013 год в детском отделении умерло 9 человек, за 6 месяцев 2014 года – 9 (всего 18). То есть на 4 умерших больше официальных данных, эти больные не были зарегистрированы как умершие.

    За 2013-2014 годы в НЦО разбор летальных случаев среди детей не проводился.

    При экспертизе оказалось, что медицинские карты не заполняются согласно инструкции заполнения формы №003/У. Во всех проанализированных историях болезни не заполнены дневники, во многих историях дневники дописаны позже, отсутствуют этапные, выписные и посмертные эпикризы, назначение препаратов, в том числе, химиопрепаратов. Не обоснованы операции, нет записи осмотра оперирующего хирурга и анестезиолога перед операцией, нет результатов биопсии, обоснований операции, нет письменных согласий родителей на операцию и обезболивание, отсутствуют данные о наблюдениях и осмотрах оперирующего хирурга после проведенной операции. В большинстве случаев перевязка и снятие швов проводят не оперировавшие хирурги, а онкогематологи в отделении. В протоколах операции не указывается время и длительность операции или вообще нет записи хирурга. Консилиумы в отделении не проводятся, если они есть, то проходят формально. Вопросы диагностики, выбор программы лечения решается только заведующей отделением детской онкологии д.м.н. Байзаковой Д.О.

    Операционный журнал не соответствует требованиям хирургического отделения и операционного блока, нестандартный, заведен в общей тетради. Нет граф в операционных журналах (много вклеенных листов, выходящих за границы тетради), заполняются небрежно, не отмечаются исходы, заживление послеоперационных ран, наличие осложнений и так далее. Некоторые операции, биопсии записываются задним числом, нет данных гистологических исследований всех протоколов за 2013-14 годы.

    Имеются факты, когда медицинская карта стационарного больного, открытая на одного больного, ведется от одной до 7 госпитализаций, то есть после выписки проходит определенное время (от 2 дней до нескольких месяцев), при повторной госпитализации новая медицинская карта не заводится, а ведется согласно старой, предыдущей медицинской карты. Вместе с тем, по приказу МЗ КР № 213 от 16.06.2001 года, «Медицинская карта стационарного больного» (форма № 003/у) предусмотрена только на один конкретный пролеченный случай в стационаре («дата поступления», «дата выписки», «заключительный диагноз» и так далее), «Клинико-статистическая форма выбывшего из стационара» (форма № 066/у). Медкарта стационарного больного вместе с КСФ выбывшего из стационара сдается в отдел статистики организации здравоохранения, где данные сопоставляются с «Листком учета движения больных и коечного фонда стационара» (форма № 007/у).

    Имеются факты госпитализации в детское отделение взрослых больных с различными онкологическими заболеваниями, которые умирают в отделении без реанимационной помощи. За 2013 год всего госпитализировано 33 взрослых от 19 до 69 лет, срок пребывания в стационаре – от 7 до 175 дней. За 6 месяцев 2014 года – 9 взрослых, срок пребывания в стационаре – от 7 до 70 дней.

    Выявлены факты, когда ребенка в критическом состоянии выписывают домой либо вынуждают родителей забрать ребенка домой в агональном состоянии без выписного эпикриза, вследствие чего выписанные дети без подтверждающего документа из НЦО (выписка) до сих пор не могут получить справку о смерти по месту жительства.

    IV. Результаты мониторинга и оценки системы инфекционного контроля (ИК) в отделениях НЦО.

    Оценка проводилась с использованием основных положений «Руководства по мониторингу и оценке системы инфекционного контроля и управления медицинскими отходами» утвержденных указом МЗ КР № 482 от 29.10.2012 года.

    В НЦО оценивалась работа по разделу «Административный контроль и организация системы изоляции; функционирование клинической лаборатории по вопросам забора крови для диагностических исследований; переливание крови в отделении реанимации; организация работы Централизованного стерилизационного отделения; организация работы одного из операционных блоков (Маммалогический центр); безопасность медицинских процедур и управление медицинскими отходами в отделении реанимации, эндоскопии и выборочно в клинических отделениях стационара».

    Всего система ИК была оценена по 8 направлениям/разделам:

    Наиболее низкий процент исполнения критериев ИК отмечается по следующим вопросам: административный контроль – 11,1 %; управление медицинскими отходами – 36,4 %; система изоляции – 40,0 %. Наиболее высокие показатели – по забору и переливанию крови – 62,5 %.

    В целом по всем разделам из 77 оцениваемых критериев исполнялись только 36, что в среднем составило – 46,8 %.

    Нарушения требований инфекционного контроля выявленные в НЦО.

    Приказы по вопросам ИК не обновлены (даты утверждения внутренних приказов 2010-2013 годы), нет ни одного протокола о заседаниях ККБМП за 2014 год. Программа ИК разработана неверно, она включает в себя функциональные обязанности специалистов, но не определены конкретные исполнители мероприятий, для всех мероприятий указаны сроки 2013-2015 годы, конкретные даты запланированных мероприятий отсутствуют.

    Специалист ИК с высшим образованием работает менее двух месяцев, функции медицинской сестры ИК выполняет по совместительству главная медсестра. Оба специалиста ИК не прошли переподготовку и обучение по вопросам ИК на сертифицированных курсах на базе Кыргызского государственного медицинского института переподготовки и повышения квалификации, где специализированный курс подготовки специалистов ИК длится 144 часа.

    В клинических отделениях, в том числе в операционном блоке и реанимационном отделении отсутствует запас одноразовых изделий медицинского назначения. Интубационные трубки используются многократно без соответствующего обеззараживания и стерилизации.

    Эпидемиологический надзор за внутрибольничными инфекциями (ВБИ) не проводится: не разработаны и не утверждены стандартные определения случаев ВБИ, нет заполненных эпидкарт на случай ВБИ, за 6 месяцев 2014 года не зарегистрировано ни одного случая ВБИ.

    Ни один медработник не провакцинирован против вирусного гепатита «В», за период 2013-2014 годы не зарегистрировано ни одного случая аварийной ситуации с биологическими жидкостями (кровью).

    Обучение медработников по вопросам ИК проводится недостаточно. В плане отсутствуют семинарские занятия по конкретным вопросам ИК. Медицинские работники не проходят обучение на сертифицированных семинарах по вопросам ИК».

    Напомним, по итогам работы комиссии с должности заведующей детским отделением НЦО была снята Дамира Байзакова.

    Поделиться