Маршрутники vs Пассажиры

Автор -
494

    Бишкек, привыкший к ежедневным митингам и различным акциям протеста, был удивлен или даже немного шокирован забастовкой маршрутников, прошедшей в минувший понедельник. Отсутствие пробок и порядок, возникший вдруг на дорогах из-за отсутствия маршрутных такси, запомнятся горожанам надолго.

    «Я работаю день и ночь, условия работы сами знаете, какие! Водителям маршруток работать непросто. Мне тоже нужно кормить свою семью, поэтому мы и пошли на такие действия. И нашу сторону, и сторону пассажиров нужно понимать», — заявил водитель одной из столичных маршруток по имени Нурбек.

    Требование водителей повысить плату за проезд до 15-20 сомов в свою очередь вызвало шквал недовольства и критики в обществе.

    «Сколько повышений платы было, сколько обещаний об улучшении качества проезда — а воз и ныне там. Нет им больше веры. Пусть сначала прошлое повышение оправдают. Цену-то повысили, а сервис — ниже плинтуса», — так отреагировал горожанин на форуме diesel.elcat.kg.

    «Да пусть хоть забастуются, я лучше пешком или на велосипеде до работы и домой буду добираться. Тем более есть еще автобусы и троллейбусы. Четкого графика нет, ездят, как хотят, больше половины даже без люков, грязные пыльные, забивают полный салон», — написал Facepalm.

    «Это что за нахальство!!!! Я понимаю, что им тоже надо зарабатывать и семьи кормить, но ведь и нам надо? Сервис в маршрутках — ниже некуда. Грузовые переделаны в пассажирские, и не дай бог попадет в сильную аварию или ударится с кем-нибудь!!! Метал не тот!! Все пассажиры уйдут в иной мир», — печально резюмировал kgela.

    Основными требованиями недовольных водителей к городским властям стали повышение платы за проезд и изменение законодательства в части снижения штрафа за переполненность салонов маршруток. Начальник Управления городского транспорта Нурлан Атыканов частично принял позицию водителей. Чиновник отметил, что понятие «перегруз» пассажиров нужно пересмотреть, ведь оплачивать штраф в 3 тыс. сомов при заработке в 1,5 тыс. сомов в день все равно, что не зарабатывать совсем.

    «Водители сказали, что без стоячих мест у микроавтобусов рентабельности не будет. Определенное количество стоячих мест нужно разрешать. Перевозка пассажиров без стоячих мест невозможна, микроавтобус физически не будет успевать возить людей с новостроек», — подчеркнул глава управления.

    Народный избранник Дастан Бекешев (Ар-Намыс), являющийся одним из инициаторов поправок, ужесточивших штрафы за нарушения ПДД, из-за которых и начался весь сыр-бор, не согласен с таким мнением. Он считает, что главным приоритетом должна быть безопасность пассажиров. И с этим трудно не согласиться. Горожане в день по нескольку раз являются свидетелями грубых нарушений ПДД водителями маршруток, для которых главное — быстрее доехать до определенного пункта и заполнить до отказа салон людьми.

    «Требовать изменения законодательства можно и другими способами, необязательно это делать митингами. На мой взгляд, слова водителей, что штрафы за стоячие места не позволяют им в полной мере зарабатывать – это все глупости. Ранее этот штраф был, но его размер был меньше. Это говорит о том, что все водители маршрутных такси платили взятку сотрудникам ДПС, а те закрывали на все глаза. Сейчас, когда штрафы подняли, водители вдруг вспомнили, что есть такой закон, и просят, чтобы мы снизили штрафы, и они могли продолжать платить взятки. Но в то же время водители не хотят нести какой-либо ответственности. Сколько было случаев, когда переполненная маршрутка попадала в ДТП, и были покалечены люди! Я считаю, что в таком случае мы в первую очередь должны ставить в приоритет безопасность граждан. Штрафы не должны быть причиной повышения тарифов», — сказал в разговоре с KNews Бекешев.

    Повышения оплаты за проезд не будет

    Представители городского кенеша Бишкека, к кому в итоге обратились митингующие водители, в свою очередь раскритиковали действия последних. Председатель БГК Марат Аманкулов на совещании с лидерами фракций назвал их поступок некорректным, ведь бунт организовали во время священного для мусульман месяца Рамазан.

    «На сегодня Бишкекский городской кенеш не рассматривает вопрос повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Мэрия не вносила этот вопрос на рассмотрение БГК», — заявил Аманкулов.

    Его коллега, лидер фракции «Ата Мекен» Союзбек Салиев, считает, что властям столицы нельзя допускать прецедентов, когда кучка перевозчиков начинает диктовать выгодные для них требования, буквально парализовав своими действиями весь город.

    «Почему мы должны быть заложниками руководителей нескольких транспортных компаний? В тот день, когда все готовились к Орозо айту, никто не ожидал такого. Надо отметить, что правоохранительные органы не сработали и не смогли решить проблему», — сказал депутат.

    Парламентарий Дастан Бекешев подчеркнул, что мэрии нужно очень жестко разговаривать с перевозчиками.

    «За каждым автоперевозчиком — те же должностные лица, поверьте мне. Бывшие мэры, бывшие или действующие работники мэрии, либо бывшие министры. Все автоперевозчики – не простые люди», — заметил он.

    План «Б» или альтернатива маршруткам

    Сегодня на балансе Бишкекского транспортного управления всего 176 единиц троллейбусов, из них 30 на списании. Ежедневно на маршруты города выходят 90-100 троллейбусов по 9 маршрутам.

    На балансе Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия (БПАТП) находятся 460 единиц автобусов марки «Ясинь», в рабочем состоянии – 227 единиц. Каждый день на линии выходят 150-160 автобусов по 15 маршрутам.

    Что касается микроавтобусов, то ежедневно на маршруты выходят 2 тыс. 350 единиц.

    Депутат БГК Союзбек Салиев считает, что городу необходима достойная альтернатива маршрутным такси. По его мнению, Бишкеку нужно развивать троллейбусное направление, разработать проект развития троллейбусных сетей.

    Другим приоритетом общественного транспорта можно назвать развитие автобусного направления.

    «Нужно развивать автобусное направление, пусть это будут и частные перевозчики. Общественный транспорт не приносит большой прибыли, но его, по крайней мере, можно сделать неубыточным», — сказал Дастан Бекешев, добавив, что предложил муниципалитету перейти на безналичные расчеты в общественном транспорте через единые карточки. А также размещать в маршрутных такси информацию, куда можно подавать жалобы на водителей, нарушающих ПДД, повысивших самовольно тарифы, курящих в салоне и так далее.

    Бунт маршрутников не совсем хороший прецедент, и властям Бишкека, погрязшего в бесконечных митингах, пора бы уже научиться предупреждать такие негативные события или хотя бы реагировать на них и решать своевременно. Увеличение тарифов на проезд, по-видимому, маловероятно, этого не допустят ни власти, ни народ. В противном случае, мы станем свидетелями бунта, теперь уже пассажиров. Стоит лишь надеяться, что этот случай, наконец, обратит внимание муниципалитета на транспортные вопросы, на необходимость развития общественного транспорта для горожан, ведь мэрия для того и существует.

    Поделиться