В Кыргызстане расширяется сеть внешкольных клубов для детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор -
1028

    Каждый ребенок имеет право на образование, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. В Кыргызстане проживает свыше 26 тысяч таких ребят. Но зачастую они не посещают детские сады и школы, их дальнейшая интеграция в общество представляется крайне сложной.

    Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) при помощи международных организаций продвигает в республике модель инклюзивного образования и создает условия для реализации прав детей с ограниченными возможностями на образование.

    В частности, в рамках проекта «Улучшение образования и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья», который реализуется при финансовой поддержке Института Открытого общества, было открыто три ресурсных центра инклюзивного образования. Помимо этого, расширяется сеть родительских и внешкольных клубов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Ресурсные центры инклюзивного образования

    Первый центр инклюзивного образования начал свою работу в июле 2012 года на базе Лебединовской школы-гимназии № 1 в пригороде Бишкека. Это отдельный класс, где дети с особыми потребностями наравне с другими детьми могут пройти подготовку, которая им необходима для поступления в обычную среднюю школу. Главное принцип – индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, ресурсный центр позволяет продемонстрировать академические способности таких ребят. Отметим, что деятельность данного центра была поддержана и посольством Новой Зеландии в Москве.

    В первый год здесь обучалось 12 детей. При этом четыре выпускника из первого потока смогли успешно поступить в массовую школу. Во втором потоке набрали уже три группы, в каждой из которых обучалось по 12 детей. Они также успешно окончили курс и будут поступать в первый класс грядущей осенью. Кроме того, к этому времени будет выпущен и третий поток.

    «Дети быстро привыкают друг к другу, занимаются с удовольствием и здесь нужно отметить, что дети с особыми потребностями используют все свои возможности, они очень старательны, у них отдача полная», – рассказывает педагог ресурсного центра в Лебединовке Гульнара Касиева.

    «Здесь у нас появился луч света и надежды…»

    Анна Надирова из Бишкека услышала про ресурсный центр инклюзивного образования случайно, после чего поспешила узнать все детали уже на месте. Сегодня здесь наряду с другими детишками обучается и ее 7-летняя дочь Лиана, у нее спастика гиперкинетической формы ДЦП (одна из форм детского церебрального паралича). 

    «Здесь у нас появился луч света и надежды», – говорит Анна. В необходимости таких центров она не сомневается. «Они крайне нужны, потому что дети с особыми нуждами просто остаются за бортом жизни. Во дворе их не понимают, в школе их не принимают. Поэтому моя дочка очень рада здесь находиться, она каждый день с удовольствием собирается на занятия», – продолжает Анна Надирова.   

    Что касается педагогов, то прежде, чем начать работать в ресурсном центре, они проходят специальные тренинги и семинары. Татьяна Романова является заведующей Республиканской Психолого-медико-педагогической консультацией. Периодически она проводит семинары и консультации для работников школ. В ходе таких встреч Романова старается дать учителям необходимый объем знаний о детях с ограниченными возможностями, их психологических особенностях и педагогических потребностях.

    «Конечно, за такие короткие встречи очень трудно полностью подготовить учителя к работе с ребенком с ограниченными возможностями, но здесь идет, прежде всего, настрой, самое главное – смотивировать педагога работать с детьми с особыми нуждами», – отмечает Романова. 

    Вслед за Чуйской областью осенью 2013 года аналогичные ресурсные центры были открыты в Оше и Нарыне. Здесь тоже созданы все необходимые условия для эффективного обучения детей. В классах сделан ремонт, закуплена мебель, наглядные пособия и игрушки. И уже набраны первые группы детей.

    В настоящее время в ресурсных центрах обучаются дети с различными диагнозами: ДЦП, нарушениями слуха, речи и зрения, аутизмом и задержкой психического развития.

    Помимо центров инклюзивного образования, ФЕЦА расширяет сеть внешкольных клубов для детей с ограниченными возможностями. При содействии посольства Финляндии было открытого семь таких клубов. Еще 12 клубов было создано при поддержке Института Открытого Общества. Таким образом, в настоящее время успешно работает уже 19 внешкольных клубов. Сейчас ведется работа по открытию еще 5 дополнительных.

    Ключевая роль в работе внешкольных клубов отводится старшеклассникам-волонтерам

    Такие клубы открываются в различных регионах Кыргызстана в школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Их цель – содействие социализации детей с особыми нуждами, их адаптации к школьной среде. Работа клубов поддерживается социальными педагогами, но ключевую роль здесь играют волонтеры из числа учеников 9-11 классов. Каждый клуб включает 14 членов. Половина из них – это дети с ограниченными возможностями здоровья из начальных классов, вторая половина – это волонтеры-старшеклассники.

    «Каждый внешкольный клуб уникальный по своему формату, в зависимости от потребностей детей в той или иной школе. Где-то это своеобразные творческие мастерские, где используются методы арт-терапии. Где-то это дебатные клубы», – рассказывает менеджер по проектам ФЕЦА Анара Надирбекова.

    По ее словам, встречи во внешкольных клубах обычно проходят 1-2 раза в неделю. Хотя, например, в Нарыне такие встречи проходят практически каждый день. Волонтеры-старшеклассники также оказывают детям помощь при выполнении домашнего задания, помогают добраться из дома до школы и провожают их обратно домой.  

    Социальные педагоги составляют план своей работы с учетом планов внешкольных клубов. «Идет совместная работа волонтеров, социальных педагогов и родителей. План работы клуба, как правило, составляется на 10 месяцев. Но иногда уже после 5-6 занятий мы наблюдаем положительные результаты, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья практически полностью привыкает к школьной обстановке и вливается в нее», – подчеркивает Надирбекова.  

    «Эти дети заставили нас посмотреть на мир совсем другими глазами…»

    Приятно удивляет при этом активность и заинтересованность старшеклассников. Ученица 8 класса из Нарына Медина Сатарова рассказывает, что внешкольный клуб, в работе которого она принимает участие, называется «Надежда». И название это выбрано не случайно. «Мы стремимся дать детям с ограниченными возможностями надежду на будущее. Они также должны научиться читать, писать, и у них все впереди!», – говорит Медина. По словам старшеклассницы, волонтерская работа с детишками учит многому и ее саму – ставить цели, добиваться их, анализировать результаты. «Эти дети заставили нас посмотреть на мир совсем другими глазами. Мы начали понимать, для чего мы вообще родились на этом свете», – совсем не по-детски рассуждает 15-летняя Медина.  

    Родители детей с ограниченными возможностями всячески приветствуют появление внешкольных клубов. У Токжан Жудомушовой из Нарына в одном из таких клубов занимается ее сын Жападил. Она говорит, что ее ребенок уже многому смог научиться здесь. «Волонтеры научили моего сына рисовать, изготавливать подделки из цветной бумаги. Они вместе играют, поют песни. Помогают ему и с учебой. Все это очень помогло Жападилу привыкнуть к школе, к другим детям. Он теперь сам всегда спешит на занятия», – отмечает Токжан.

    Разработка учебных пособий и другая поддержка

    Отметим, что проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья» реализуется ФЕЦА уже на протяжении более четырех лет. За это время был разработан ряд учебных пособий, направленных на оказание помощи при обучении детей с ограниченными возможностями.  Например, в прошлом году среди школ было распространено 1500 комплектов «Я смогу!», который включает в себя книгу и рабочую тетрадь. Книга успешно используются учителями в качестве методического пособия для работы в инклюзивном классе. То есть учебник подходит для всех детей. 

    «Книга сейчас используется учителями начальных классов, и мы получили очень много положительных отзывов. Над изданием работали представители Министерства образования, а также факультета дефектологии университета имени И. Арабаева и другие специалисты. К осени мы намерены выпустить аналогичную книгу, но уже для детей постарше», – делится планами менеджер по проектам ФЕЦА Анара Надирбекова.  

    Она добавляет, что в рамках поставленных задач по продвижению модели инклюзивного образования ФЕЦА заключил меморандумы о сотрудничестве с более чем 100 школами, а также местными органами власти и НПО, работающими в данной сфере. Разного рода поддержку получили более 2500 родителей и учителей, которые работают с детьми с особыми нуждами. Делается же все это лишь с одной целью – чтобы у каждого ребенка был шанс получить образование и построить свое будущее!

    Поделиться