В Кыргызстане вышла в свет уникальная книга об истории комузной музыки

Автор -
1185

    В Кыргызстане опубликована уникальная книга – «Кыргызские күү: анализ, мысли, мнения», ставшая результатом более чем 20-летней исследовательской работы музыковеда Асана Кайбылда уулу. Книга была выпущена при поддержке Университета Центральной Азии (УЦА) и Сети развития Ага Хана.

    В двухтомнике «Кыргызские күү: анализ, мысли, мнения» собран самый полный материал об истории и развитии кыргызской комузной музыки. Первый том, насчитывающий 848 страниц, рассказывает о кыргызских традиционных инструментах, классификации и жанрах күү, об исполнителях и региональных школах, а также содержит популярные музыкальные темы и изложение старинных народных мелодий. Во втором томе в 648 страниц подробно рассказано о комузных мелодиях, затронуты главные исторические события и известные комузисты. К каждому тому прилагается компакт-диск со сборником из 57 мелодий в исполнении выдающихся музыкантов ХХ века и 58 выпусков радиопрограмм самого автора Асана Кайбылда уулу, в которых он повествует об истории каждой мелодии.

    Книга «Кыргызские күү: анализ, мысли, мнения» вышла тиражом в тысячу экземпляров. Сегодня, 5 октября, в 17.30 часов в Театре оперы и балета состоится презентация, на которой все желающие смогут приобрести книгу со скидкой. После презентации книга поступит во все книжные магазины Бишкека.

    Хранитель музыкального наследия Кыргызстана

    Асан Кайбылда уулу родился в 1929 году в селе Бозучук Аксуйского района Иссык-Кульской области. Филолог по образованию, он многие годы посвятил педагогической работе. Преподавал сначала в школе, затем в педагогическом институте. Его первым научным трудом стал учебник кыргызского языка для 8-9-х классов, написанный во время работы в Кыргызском женском педагогическом институте.

    «Отец Асана, Кайбылда ата, и видный комузист Ыбырай Туманов были соседями, поэтому Асан  с детства был погружен в творческую среду. Играть на комузе Асан начал в 19 лет, и вскоре стал профессиональным музыкантом. Увлекаясь историей, литературой и музыкой, он собирал интересовавшие его материалы, газетные статьи и научные публикации. Примерно в 1970-х он задумался о написании книги о кыргызском языке, но поскольку языковедов тогда было предостаточно, темой он выбрал комузные күү», – рассказала в интервью KNews Тоту Сыдыкова, вдова Асана Кайбылда уулу.

    В 1990-х этнограф и музыковед посетил «Золотой фонд» Национальной телерадиовещательной корпорации (НТРК) и увидел условия, в которых хранился звукоархив с уникальными записями – во влажном, темном, пыльном подвале, где драгоценные материалы просто сгнивали. Расстроенный этим, он написал три статьи в газету о своих размышлениях о комузной музыке. Чуть позже, прочитав эти статьи, Сатыбалды Жээнбеков, в то время директор НТРК, пригласил Асана Кайбылда уулу на работу.

    Работая в «Золотом фонде» НТРК, Асан Кайбылда уулу открыл отдел реставрации, где в течение почти шести лет вручную восстанавливал пластинки и записывал все мелодии на аудиокассеты. Фактически благодаря ему, сохранились записи оригинального исполнения таких выдающихся комузистов как Карамолдо Орозов, Ыбырай Туманов, и других. С 1992 по 1999 годы Асан Кайбылда уулу выпускал 30-минутную программу «Күү баяны» на Национальном радио, в которой рассказывал истории различных мелодий. Всего в эфире прозвучало 130 выпусков.

    «Его не просто интересовала музыка, ему была важна история каждой мелодии, личность автора и исполнителя, исторический контекст. На свои личные средства, сначала на мизерную зарплату, а потом и пенсию, он по собственной инициативе занимался реставрацией. Провел более 150 бесед с учеными, санжырачы, историками, комузистами, акынами. Все эти беседы записаны на аудиокассетах и лежат у нас дома. Они также были использованы при написании книги», – рассказала Тоту Сыдыкова.

    Последние 10 лет ученый серьезно болел, но, тем не менее, продолжал работу над книгой. Когда встал вопрос о ее публикации, он не раз обращался к влиятельным людям, но оказалось, что заинтересованных найти сложно.

    По словам Тоту Сыдыковой, знаменательной стала встреча в 2008 году с англичанкой Мариной, тоже этнографом, изучавшей традиционные кыргызские поминальные плачи – кошоки. Посетив село Байтик Чуйской области, где жила семья Асана Кайбылда уулу, она была впечатлена объемом проделанной им работы. Через несколько дней она приехала с Эльмирой Кочумкуловой, старшим научным сотрудником УЦА, которая незамедлительно начала готовить книгу к публикации.

    Асан Кайбылда уулу скончался в августе 2010 года, не дожив до выхода книги «Кыргызские куу: анализ, мысли, мнения», которой он посвятил более 20 лет жизни.

    Публикация

    Огромный пласт этнокультуры, который раньше передавался из уст в уста, сегодня рискует быть безвозвратно утерянным вследствие различных социоэкономических причин, таких как внутренняя миграция, урбанизация, отсутствие государственной программы поддержки ученых, небольшой интерес к исследованиям среди местных ученых и других. Другая проблема состоит в том, что многим ученым старой школы уже больше 70-ти лет.

    «Одна из миссий нашего университета – сохранение и распространение культурного наследия Центральной Азии. Мы стараемся поддерживать ценные и уникальные авторские труды, потому что если они не будут опубликованы, то, скорее всего, будут утеряны для будущих поколений. Уникальность книги Асана Кайбылда уулу  «Кыргызские күү: анализ, мысли, мнения»  в том, что она – плод многолетнего кропотливого труда с первоисточниками. Подобных исторических материалов о комузной музыке в Кыргызстане нет», – пояснила KNews Насрин Данани, директор по исследовательской работе УЦА.

    Работа над подготовкой к публикации шла более двух лет. За это время редакционный коллектив перевел рукопись в полторы тысячи страниц в электронный формат, откорректировал текст, составил алфавитный указатель и библиографию. Редактором книги стал писатель Эрнест Турсунов.

    «Когда я впервые увидела рукописи агая, мне захотелось расплакаться. Его дочь приносила ему с работы черновики, и он писал на чистом обороте. Если на каком-то листе была исписана половина, он заклеивал этот участок отрывком бумаги и писал на нем. Он мог заклеить предложение, чтобы исправить его. Вот так, живя в бумажный век, агай экономил бумагу, и все его рукописи были похожи на курак – будто сшиты из лоскутов.  Тем не менее, текст был написан очень аккуратно и понятно», – поделилась своими воспоминаниями Эльмира Кочумкулова, культурный антрополог, научный редактор и координатор проекта.

    По словам Насрин Данани, книга «Кыргызские күү: анализ, мысли, мнения» стала одним из четырех аналогичных проектов УЦА, но первым, который был полностью профинансирован из средств университета. Только качественная печать стоила 20 тысяч долларов, не считая оплаты труда редакционного коллектива и прочих расходов.   

    Несколько книг поступит в музыкальные образовательные учреждения. Также издатели надеются, что сами покупатели пожертвуют книги в школы и библиотеки.

    «Я считаю, что наследие Асана Кайбылда уулу не умерло, его имя и душа будут жить в его книге для всех последующих поколений», – сказала в заключение Эльмира Кочумкулова.

    Карамолдо Орозов — Сынган бугу (mp3) 

    [attachment:7846]

    Для справки: Университет Центральной Азии был учрежден в 2000 году. Международный договор, учреждающий этот светский частный Университет, был подписан Его Высочеством Ага Ханом и президентами Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан, ратифицирован парламентами этих трех республик и зарегистрирован в Организации объединенных наций.

    Поделиться