Депутаты парламента выступают против перевода школы-гимназии № 61 на самофинансирование

Автор -

    Депутаты Жогорку Кенеша Каныбек Осмоналиев (Ар-Намыс), Наталья Никитенко (Ата Мекен) и Асия Сасыкбаева (Ата Мекен) сегодня, 23 июля, распространили заявление по вопросу предоставления статуса самофинансируемого учебного заведения школе-гимназии № 61.

    Текст обращения предоставлен пресс-службой парламента:

    «На прошедшем 17 июля заседании правительства был рассмотрен вопрос о предоставлении статуса самофинансируемого учебного заведения одной из лучших школ страны – школе-гимназии № 61, а также ряду высших учебных заведений.

    В обосновании этого шага министр образования и науки Канат Садыков не привел, на наш взгляд, ни одного убедительного довода и мотивировал этот процесс исключительно только финансовыми проблемами, которые можно отнести ко всей системе образования.

    В этой связи, мы депутаты Жогорку Кенеш, заявляем резкий протест и неприятие этого шага, как противоречащего Конституции и закону «Об образовании», а также ряду других законов и положений.

    Согласно статье 1 Конституции Кыргызской Республики, страна является социальным государством. Согласно статье 45 Конституции: «Каждый имеет право бесплатно получить основное общее и среднее общее образование в государственных образовательных организациях». Согласно действующему закону «Об образовании», образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики и, согласно статье 16, обучение в государственных и муниципальных учебных заведениях является бесплатным. А также в статье 43 указывается, что источниками финансирования государственных образовательных организаций являются государственный и местный бюджеты.

    Таким образом, ни один нормативный акт, регулирующий сферу образования, не предусматривает возможность изменения статуса государственной школы на статус самофинансирующейся организации.

    Кроме того, школа № 61 является одной из самых лучших школ в стране, по-своему она является национальным достоянием. Основным принципом, на котором ее создавали выдающиеся педагоги республики, в том числе Ефим Якир, Евгений Самарский и другие, был принцип отбора самых талантливых ребят со всей страны и их подготовка по самым продвинутым программам. Такая система позволила сотням одаренных выпускников школы поступить в самые престижные вузы внутри и за пределами страны и построить весьма успешную карьеру в науке, образовании, промышленности, на государственной службе. Выпускники этой школы работают практически по всему миру.

    Сегодня своими действиями инициаторы перевода этой уникальной школы на самофинансирование пытаются злостным образом извратить этот принцип и отбирать не самых талантливых, а детей самых богатых родителей.

    Также мы считаем, что этим постановлением начинается процесс скрытой приватизации образовательных организаций. Никто не даст гарантию, что через некоторое время, если этот процесс не остановить, школа не будет акционирована и приватизирована. Более того, никто не даст гарантию, что завтра влиятельные директора других престижных и менее престижных школ (№ 13, № 6, № 5) не получат такой же статус. И тогда через 5-7 лет у одаренных детей из малообеспеченных семей и даже семей среднего достатка практически не будет возможности попасть в эти школы.

    Особенно возмущает тот факт, что такой важный вопрос выносится без всякого обсуждения, в период летних каникул, когда дети и их родители находятся в отпусках, практически ничего не зная о существенном изменении в их судьбе. Более того, члены правительства решают этот вопрос в период, когда закончилась сессия Жогорку Кенеша, депутаты находятся в своих избирательных округах или в отпуске и когда президент страны также взял кратковременный отпуск. Для чего такая скрытность? Кроме правовых, социальных и нравственных вопросов, возникают также и технические и финансовые вопросы.

    В настоящее время депутатами разрабатывается проект Кодекса об образовании, внесение изменений в ряд законов, в связи с назревшим кризисом в системе управления и финансирования образования, особенно среднего образования. Действительно, сегодня многие уникальные школы – учебно-воспитательные комплексы, гимназии при проведении реформы заработной платы учителей потеряли некоторую государственную финансовую и иную поддержку. Эти школы, которые являются инновационными площадками, передовыми по качеству образования, должны получить особое внимание со стороны государства, стать локомотивом развития системы школьного образования в стране. Должны создаваться и множиться такие государственные инновационные школы с особым статусом и финансированием, с системой отбора талантливых детей по всей республике и обеспечением им условий проживания и обучения. Это ответственность государства. Одновременно должны создаваться благоприятные условия для развития частных школ. Именно такой подход заложен в проекте Кодекса об образовании.

    Чего добьется правительство, если в нарушение законодательства, вместо повышения ответственности государства за развитие школьного образования, перейдет к программе приватизации государственных образовательных объектов? Уменьшения расходов на несколько миллионов сомов, вместо того, чтобы, развивая экономику, повышать доходную часть бюджета? Даже в условиях дефицита бюджета нельзя отдавать на заклание наших детей, наших граждан, будущее страны!

    Кроме того, вызывает удивление, что вопрос о практической приватизации одной из лучших школ города выносился на заседание правительства в такой спешке. Это вызвало серьезный резонанс. К нам приходят обращения граждан, общественных организаций. У общественности возникает много сомнений в прозрачности решения этого вопроса, в отсутствии коррупционных или заказных политических мотивов.

    Учитывая вышеизложенное, мы, депутаты Жогорку Кенеша, требуем остановить процесс изменения статуса образовательных организаций общего и среднего образования и внести на обсуждение в Жогорку Кенеш», — отмечено в сообщении.

    Поделиться