Интервью с командиром ЦТП «Манас» полковником Джеймсом Джейкобсоном

Автор -

    В декабре 2011 года Центру транзитных перевозок «Манас», расположенному в одноименном аэропорту недалеко от Бишкека, исполнится десять лет. О задачах персонала авиабазы, о финансовой пользе для Кыргызстана, а также о контингенте ЦТП в эксклюзивном интервью K-News рассказал командир авиабазы полковник Джеймс Джейкобсон.

    Вы недавно прибыли в Кыргызстан, каковы Ваши впечатления и ощущения от нашей страны? Вы также будете возглавлять ЦТП «Манас» в течение года, как и Ваш предшественник?

    Я прибыл в Кыргызстан в июне этого года и за это время уже впечатлен великолепием местной природы, а также людьми, которых я здесь встретил. Кыргызстанцы приветливы, дружелюбны и очень добры. За год своего пребывания здесь я надеюсь встретить еще больше людей и горю желанием работать вместе с ними.

    Каково количество персонала ЦТП «Манас»? Сколько людей, из каких стран служат на базе? Каково число кыргызстанцев, работающих здесь?

    На базе служат и работают приблизительно 2 тысячи 200 человек, из которых 1 тысяча 500 – военнослужащие США и нанятые там работники, а 700 являются гражданами Кыргызстана.

    Какой работой занимаются кыргызстанцы на ЦТП «Манас»? Каков их оклад?

    Кыргызстанцы выполняют едва ли не все виды работ на базе. Они занимаются  обслуживанием техники, авиадиспетчерским контролем, приготовлением и доставкой еды. Среди них есть веб-администраторы и сотрудники отдела по связям с общественностью, инженеры, менеджеры и многие другие. Их оклады не оглашаются, потому что это личное и неприкосновенное дело каждого сотрудника.

    За время Вашего пребывания на базе случались инциденты наподобие драк, стычек, нарушения дисциплины военнослужащими?

    Военнослужащие США помимо законов нашей страны придерживаются единого Кодекса воинской чести, который принят во всех видах войск  США. Любого рода инциденты будут пресекаться и далее рассматриваться в соответствии с этим Кодексом. Но я должен признать, что военнослужащие, дислоцированные в Центре, являются одними из самых лучших, с кем мне приходилось служить за свою карьеру. Их ответственное отношение к службе и рвение в выполнении задач нашей миссии запредельны.

    Отвечая на прямой вопрос, должен сказать, что за время моего командования Центром не было зафиксировано ни одного инцидента, не говоря уже о чрезвычайных ситуациях  на борту наших самолетов. Во многом это достигается благодаря совместной работе американских и кыргызстанских служащих, которые считают обеспечение безопасности на базе главным приоритетом.

    А были ли за это время какие-либо авиационные инциденты и чрезвычайные ситуации в воздухе, наподобие сброса топлива с самолетов?

    Мы не занимаемся сбросом топлива с самолетов во время полетов. Единственной причиной таких действий может стать возникновение реальной угрозы жизни людей на борту самолета, попавшего в чрезвычайную ситуацию во время полета. Но это должно быть исключительное обстоятельство.

    Сколько единиц авиатехники имеется на ЦТП «Манас»?

    Центр транзитных перевозок выполняет специфическую миссию, поэтому количество единиц авиатехники меняется в сторону увеличения или сокращения в соответствии с объемом перевозимых припасов и нуждами наших войск в Афганистане. В целом, в Центре базируются два типа самолетов – воздушные топливозаправщики KC-135s и транспортно-грузовые самолеты C-17s.

    Задачи авиабазы и ее структура

    Как долго Центр транзитных перевозок будет размещен в Кыргызстане?

    Я не могу гадать о будущем Центра. На данный момент США и Кыргызстан имеют соглашение, согласно которому Центр транзитных перевозок «Манас» будет располагаться здесь до 2014 года и до этого срока мы продолжим выполнение нашей миссии.

    А какова миссия Центра транзитных перевозок? 

    Центр транзитных перевозок «Манас» является главной точкой для переправки личного состава и грузов в Афганистан, а также в обратном направлении. Перед отправкой в Афганистан военнослужащие прибывают в Центр на крупных транспортных самолетах и отдыхают на базе до четырех суток. Потом они получают униформу, снаряжение и бронежилеты, после чего на самолетах C-17s переправляются в различные места несения службы в Афганистане. Помимо этого, топливозаправщики KC-135s с ЦТП «Манас» занимаются воздушной заправкой 30 % любых самолетов над Афганистаном.

    Если коротко описать все наши функции, то мы занимаемся транспортировкой грузов и личного состава, воздушной дозаправкой самолетов, переброской американских и коалиционных войск в Афганистан и обратно.

    Сколько человек и в каких направлениях переправляются через базу ежемесячно?

    Ежедневно через Центр транзитных перевозок переправляются до 2-х тысяч военнослужащих  всех видов войск США и международной коалиции. Эти люди прибывают из всех 50 американских штатов, а также из стран-членов коалиции, участвующей в операции в Афганистане. Таким образом, Центр транзитных перевозок является главным транспортным узлом на пути в Афганистан.

    Какие виды грузов транспортируются через Центр?

    Если касаться грузов, то они начинаются с военной техники, снаряжения и припасов для военнослужащих по всей территории Афганистана, заканчиваются письмами и посылками для тех, кто служит на базе. 

    Содержатся ли на базе военнопленные из Афганистана?

    Нет. Единственная миссия Центра транзитных перевозок «Манас» заключается в обеспечении авиационного снабжения войск в Афганистане, проведении воздушных дозаправок самолетов, переправке войск и взаимодействии с партнерами из Кыргызстана.

    Расскажите о персонале и структуре Центра транзитных перевозок «Манас» ?

    Персонал Центра транзитных перевозок составляют военнослужащие 376-го авиаэкспедиционного крыла, которое состоит из четырех подразделений: оперативной группы, группы технического обслуживания, группы тылового снабжения, медицинской группы. 

    Оперативная группа непосредственно занимается переправкой грузов и личного состава, а также воздушной заправкой самолетов США и коалиции, выполняющих задания в Афганстане. Оперативная группа состоит из эскадрильи самолетов-топливозаправщиков КС-135 и вспомогательной группы поддержки, которая обязана поддерживать в рабочем состоянии взлетно-посадочную полосу, занимается авиадиспетчерскими функциями и  прогнозированием погоды.

    Группа технического обслуживания следит за состоянием самолетов-топливозаправщиков KC-135 и готовит их к вылетам. Также это подразделение занимается проверкой технического состояния транспортно-грузовых самолетов С-17 Globemaster III в промежутке между их вылетами.

    Группа тылового обеспечения выполняет самый широкий объем работы и состоит из шести подразделений. В их функции входят контроль над личным составом, предоставление прачечных услуг, размещение прибывших военнослужащих, поддержание морального духа и социальной интегрированности солдат, обеспечение связи, поддержание инфраструктуры авиабазы.

    Более того, на группу тылового обеспечения возложены функции противопожарной службы, охраны авиатехники, складов топлива, обеспечения безопасности личного состава и самой базы. Помимо этого группа занимается обслуживанием наземного транспорта, логистикой,  погрузкой и разгрузкой грузов, посадкой и высадкой личного состава, обеспечением этих операций.

    Наконец, функционирует и медицинская группа, которая занимается своими обязанностями 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Среди возможностей этого подразделения – проведение хирургических операций, забота о психологическом здоровье военнослужащих, наблюдение и уход за больными, стоматологические услуги.

    Также подразделение готовит пациентов к воздушной транспортировке в более подготовленные и оборудованные стационарные госпитали и медицинские учреждения, которые расположены, например, в Германии. Помимо всего этого, подразделение занимается предоставлением медицинских услуг сотрудникам посольства США в Кыргызстане.

    Взаимодействие с кыргызстанцами и властями

    Выше вы упомянули взаимодействие с местными партнерами. Расскажите про сотрудничество с гражданским населением, военными и правоохранительными структурами.

    Тесное сотрудничество с Кыргызстаном ради укрепления имеющихся взаимотношений и установления новых является одной из задач нашей миссии. Наглядным примером может послужить наша ежедневная работа с сотрудниками Международного аэропорта «Манас» и кыргызстанскими работниками Центра транзитных перевозок. Без такого взаимодействия мы не смогли бы выполнять нашу миссию в полном объеме.

    Также в Центре есть группа волонтеров, члены которой как можно чаще выезжают в Бишкек для оказания помощи нуждающимся и социально уязвимым жителям города. Они посещают приюты для детей, школы, больницы, спортивные соревнования, восстанавливают детские площадки, а также навещают ветеранов Великой Отечественной войны. Это отличная возможность для граждан США, находящихся на базе, налаживать связи с бишкекчанами и помогать им всем необходимым, а также просто проводить время с жителями города.

    Помимо этого мы сотрудничаем с местными коллегами из Министерства обороны. Например, на протяжении августа мы совместно работали с кыргызстанскими военными медиками, саперами, а также участвовали в программе их обучения иностранным языкам. Я очень впечатлен и удовлетворен нашим сотрудничеством с кыргызстанскими гражданами, сотрудниками гражданской авиации, военнослужащими и властями.

    Многие жители страны негативно относятся к размещению в Кыргызстане Центра транзитных перевозок и американских военнослужащих. По вашему мнению, что может служить причиной такого отношения и как его можно изменить?

    За время своей службы, я не ощутил негативного отношения к ЦТП «Манас» или американским военнослужащим. Тем не менее, если население действительно отрицательно расположено к нам, я бы прежде попросил кыргызстанцев узнать нас получше. Мы разъясняем историю и назначение Центра транзитных перевозок, а также поощряем наших граждан и военнослужащих сотрудничать с кыргызстанцами. 

    В этом вопросе большую помощь могут оказать средства массовой информации, потому что мы сами не можем поделиться своей информацией с ограниченным количеством людей, а СМИ имеют возможность распространить ее среди десятков тысяч людей и развеять таким образом все слухи вокруг нашей базы.

    О политике

    Будет ли открыта в Кыргызстане еще одна американская база?

    Нет. Центр транзитных перевозок играет ключевую роль в поддержке операций и снабжении войск в Афганистане. Это роль постоянно возрастает, но планов по расширению Центра и открытию новых баз нет.

    Вы можете предоставить политическое убежище местным беженцам?

    Нет, наша миссия заключается только в транспортировке грузов, воздушной дозаправке самолетов, переброске американских и коалиционных войск в Афганистан, сотрудничестве с кыргызстанцами.

    Если в стране случится очередная революция или начнутся беспорядки, а местные власти попросят Вас отправить своих военнослужащих в Бишкек для охраны стратегических объектов, какова будет Ваша реакция ?

    Я не пойду на такие действия, потому что военнослужащие США подчиняются только президенту Соединенных Штатов Америки. Любая военная поддержка Кыргызстану должна быть прежде согласована на самом высоком уровне между правительствами двух стран.

    Недалеко от Бишкека, около города Кант, находится российская авиабаза. Что Вы можете сказать про своих коллег из России?

    Я верю, что отношения между нашими странами сейчас являются наиболее крепкими и тесными, чем когда-либо. К тому же, наши российские коллеги в Канте тоже пилоты и мы имеем общую тягу к полетам. Я надеюсь, что в будущем у нас будет возможность с ними встретиться.

    Какова плата за размещение ЦТП «Манас» в Кыргызстане ?

    По соглашению от 2009 года, Кыргызстан получает 60 миллионов долларов в год за пребывание базы в стране. Помимо этого экономика страны получает другие доходы от деятельности Центра транзитных перевозок. Например, около 700 кыргызстанцев имеют хорошую работу на базе, которая позволяет им кормить их семьи.

    Военнослужащие и работники Центра часто посещают примечательные и исторические места Кыргызстана, развлекательные заведения и мероприятия, торговые центры и ярмарки. В 2010 году служащие Центра потратили на эти цели около 1,1 миллиона долларов, а в 2011 году эта сумма уже перевалила за 1 миллион.

    Помимо этого мы ежегодно выплачиваем около 4 миллионов долларов за коммунальные и дополнительные услуги. За приземление самолетов, их стоянку на территории аэропорта и услуги служб аэропорта Центр транзитных перевозок каждый год выплачивает более 20 миллионов долларов. Также мы заключаем контракты с местными фирмами: на изготовление и доставку на базу мебели и спортивного инвентаря, на снабжение различными продуктами Центра, на ремонт зданий и поддержание инфраструктуры базы, на охрану и аренду транспорта. На эти цели расходуется более 43 миллионов долларов в год. Суммарно, мы ежегодно вкладываем в экономику страны около 131 миллиона долларов.

    В Кыргызстане создан Общественный наблюдательный совет при Центре транзитных перевозок «Манас», одной из функций которого будет контроль за финансовыми потоками в бюджет страны. Как вы к этому относитесь ?

    Мы только приветствуем и поощряем прозрачность в деятельности нашего Центра, который выполняет свою миссию при содействии Кыргызстана.

    В скором времени в стране состоятся президентские выборы, на которых победу может одержать кандидат, поддерживаемый официальной Москвой. Если он потребует вывода авиабазы из страны до 2014 года, какова будет реакция руководства базы и властей США

    Вопросы проведения политических переговоров и принятия решений нашим правительством находятся в компетенции посольства США в Кыргызстане, либо официальных лиц в Вашингтоне. Пока есть договор между нашими правительствами до 2014 года, мы продолжим выполнение нашей миссии.

    P.S. 27 сентября между правительством США и компанией «Газпром нефть аэро Кыргызстан» был заключен контракт о поставках авиакеросина в ЦТП «Манас». Согласно этому контракту, Кыргызстан может получить до 200 миллионов долларов прибыли.

    Центр транзитных перевозок «Манас» будет работать в Кыргызстанe до 2014 года. Кандидат в президенты Алмазбек Атамбаев, будучи премьер-министром, обещал, что после этого авиабаза будет выведена с территории Кыргызстана.

    Поделиться