Минэкономики: Устойчивое развитие – рост экономики с учетом социальных выгод и экологических последствий

Автор -

    В Министерстве экономики состоялось рабочее совещание по подготовке пятилетней программы Национальной стратегии устойчивого развития и плана правительства на 2013-2017 годы.

    «Мы взяли курс к переходу на новую для Кыргызстана модель устойчивого развития. На самом деле эта модель ненова, и много стран Европы, США, СНГ ее сегодня используют или, как Кыргызстан, последовательно продвигаются в этом направлении. Первая пятилетка станет как раз для Кыргызстана переходным этапом к этой модели», — сказал министр экономики Темир Сариев.

    По инициативе Минэкономики было принято решение о разработке пятилетнего плана правительства по реализации Стратегии-2017.

    «Считаю, что сегодня нам ничто не мешает вернуться к опыту устойчиво зарекомендовавших себя пятилеток планирования экономики и бюджета. Этот тот оптимальный временной период, в рамках которого можно завершить крупнейшие проекты. А на ежегодной основе мы будет отслеживать прогресс по выполнению этих пятилеток в рамках традиционных ежегодных планов правительства», — сказал глава Минэконома.

    Более детально об устойчивом развитии проинформировал замминистра экономики Санжар Муканбетов.

    «Устойчивое развитие в мировой практике – это совокупность компонентов развития:  экономического, социального и экологического при качественном государственном управлении по каждому из компонентов. Сейчас у нас появилась политическая площадка на самом высоком уровне, на которой, независимо от этнической и партийной принадлежности, коллегиально обсуждаются вопросы будущего развития Кыргызстана», — сказал он.

    В целом, базовые принципы устойчивого развития таковы:

    — стремясь достигнуть высоких темпов экономического роста, необходимо обязательно учитывать социальные выгоды и экологические последствия;

    — устойчивость невозможна без социального и экологического измерений экономического роста. Акцент на качественных изменениях в развитии, а не на количественном росте ради роста;

    — проблемы человека в экономическом процессе и его взаимосвязь с окружающим миром становится конечной целью такого развития. Это предполагает, чтобы каждый человек, используя свои знания и умения, мог получить качественное образование и имел возможности к самореализации,  мог поддержать свое здоровье, приобрести жилье, заработать достойные доходы и проживать в приемлемой для здоровья окружающей среде.

    В этом направлении видится 3 этапа:

    — Первый — до 2017 года;

    — Второй — до 2020 года;

    — Третий — до 2030 года.

    «При этом, «Пятилетка созидания до 2017 года », разработанная по инициативе главы государства, должна стать первым  этапом стратегии», — отметил замминистра.

    В самом общем виде схему перехода Кыргызстана от «коричневой экономики», в зоне которой сегодня находится Кыргызстан, к долгосрочному устойчивому развитию в Минэкономе представили в следующем виде:

    От сложившейся сегодня экономической базы с выходом на устойчивые основы развития через приоритеты «зеленой» экономики, которые мы долго обсуждали в начале этого года и которые потом Кыргызстан объявил на Саммите РИО+20.

    В основе модели «зеленого» или низкоуглеродного развития  Кыргызской Республики заложены три взаимосвязанных приоритета, это:

    — горные экосистемы — источник водных ресурсов;

    — горная вода — источник и ресурс для развития  гидроэнергетики, как безуглеродного источника энергии;

    — горная вода — источник и ресурс для обеспечения в чистой питьевой воде,  для развития сельского хозяйства и производства экологически чистой продукции.

    Ядром модели «зеленой» экономики, как видно, являются водные ресурсы Кыргызстана.

    Как вопросы зеленой экономики соотносятся с вопросами устойчивого развития?

    «Зеленая» экономика не заменяет модель устойчивого развития, она — основа или промежуточная «ступень» для долгосрочного устойчивого развития.

    По оценке международных экспертов, достаточно вложить 2 % мирового ВВП в «озеленение» экономики для изменения характера мирового развития и эффективного использования природных ресурсов.

    «Вопрос модернизации кыргызской экономики для перехода к «зеленому» развитию нам только предстоит оценить. Хотя все мы сегодня понимаем, что это не будет дешево. Но «зеленое» развитие экономики представляется перспективным вектором для устойчивого развития КР в долгосрочной перспективе. Во-первых, мы располагаем огромным потенциалом природных ресурсов для низкоуглеродного развития (гидроэнергетика). Приоритеты «зеленой» экономики (энергетика и сельское хозяйство) в совокупности с водными ресурсами являются уже сегодня  приоритетами и основой экономики страны. Уровень бедности населения горных территорий (свыше 50 %) и социальная напряженность могут быть снижены за счет создания «зеленых» рабочих мест», — сообщил Санжар Муканбетов. 

    Предполагается, что на этапе перехода к устойчивому развитию действующие сегодня институты государственного управления должны постепенно перейти на рыночные принципы с полным отказом от отраслевых подходов регулирования экономики к   проектному — целевому способу планирования и финансирования приоритетов устойчивого развития.

    «Важнейшим направлением работы государственных органов уже в 2013-2017 годы будет создание в Кыргызстане самых благоприятных условий для отечественных и зарубежных инвесторов, включая обеспечение защиты прав собственников и участников экономических отношений». Но для роста производительности труда, диверсификации экономики и наращивания  экспортного потенциала нам предстоит более эффективно работать над инструментами регулирования деловой среды для развития бизнеса и развития отраслей, по которым Кыргызстан имеет потенциальные сравнительные преимущества», — продолжил замминистра.

    Международный опыт также показывает, что устойчивое развитие страны обеспечивается только тогда, когда она имеет сбалансированную, региональную политику. Региональную политику в контексте устойчивого развития Кыргызской Республики намечено коренным образом пересмотреть в сторону широкого внедрения рыночных принципов государственного регулирования развитием регионов.

    «Стратегия-2030 должна дать четкие ориентиры регионам для выбора традиционно специализированной проектно-целевой модели развития. В таких целевых проектах станет возможным обозначить конкурентные преимущества каждой области, района и  села, включая производство экологически чистой продукции в ряде аграрных регионов. За счет этого регионы Кыргызстана будут становиться все более узнаваемыми как внутри страны, так и за ее пределами, обретая устойчивые и специфические брэнды в развитии», — сказал Санжар Муканбетов.

    В заключение замминистра сообщил, что разработку Стратегии -2030 необходимо начинать уже сейчас, параллельно процессу разработки пятилетней программы и плана правительства до 2017 года. 

    Поделиться