За что платят кыргызстанцы, платя за свет

Автор -

    С началом холодов в Кыргызстане, по традиции, начались постоянные перебои с электроснабжением. С сокращением поставок газа эти перебои стали еще масштабнее: оставшиеся без газа люди начали греться обогревателями, что привело к повышению нагрузок на сети, и как следствие, к авариям.

    В среднем, каждый год в республике растет потребление электричества, как минимум, на 3-5 %: новые дома, переход на электрическое отопление из-за высокой цены на газ, уголь. С 1990 по 2011 годы максимальная нагрузка на сети увеличилась на 1 тысячу 214 мегаватт, и большая часть приходится на север республики. Но мало того, что и мощности не увеличиваются, так еще и стареют существующие.

    Так, согласно Стратегии экономического развития Кыргызстана, уровень износа оборудования в отрасли составляет 60 %, в то время как кризисное пороговое значение составляет 25 %. В том числе степень износа гидроагрегатов ГЭС Токтогульского каскада – 78,8 %, основного оборудования ТЭЦ – 84 %. В сфере передачи электроэнергии износ оборудования составляет 36 %, в сфере распределения – 45,3%. То есть энергосистема республики уже давно находится в кризисе.

    Ремонтировать никто и не собирался

    Энергетики заверяют, что сегодняшние тарифы на свет не покрывают расходы на амортизацию и ремонт в энергосекторе. Но, как они сами и признают, на протяжении почти 20 лет на эти цели вообще ничего не тратили.

    «До 2010 года весь энергосектор был в руках у жуликов, которые откачивали из отрасли все деньги. И результаты мы пожинаем сейчас. К примеру, с 2000 по 2010 года по «Северэлектро» было заменено только 34 километра кабеля, а за последний год – 40 километров. За год сделали больше, чем за 10», — рассказал KNews член совета директоров ОАО «Северэлектро» Сапарбек Аргымбаев.

    Подтверждает его слова и профессор Института государственного и муниципального управления при АГУПКР, доктор экономических наук Толонбек Шакиров.

    «Во времена Акаева и Бакиева из энергетики выводили огромные деньги, которые, в том числе, были предназначены на амортизацию и ремонт», — отметил он.

    Двух президентов выгнали, но денег энергетике почему-то все также не хватает.

    Зачем покупать, если можно украсть?

    Среди причин отсутствия денег в секторе энергетики часто называют потери. В среднем по распредкомпаниям они составляют около 20 %. Но не вся электроэнергия теряется по техническим причинам.

    «На самом деле, выработка электроэнергии стоит копейки, но вот ее доставка до абонентов обходится дорого, особенно учитывая, что на север республики она доставляется по кольцевой через Казахстан и Узбекистан. Там и происходят основные потери технического характера, а также несанкционированные заборы соседей. Но даже если бы картина с точки зрения мощностей и оборудования была идеальной, нынешние тарифы не покрывают расходы на амортизацию», — говорит Толонбек Шакиров.

    По данным Казахстана, несанкционированный отбор электроэнергии Узбекистаном из сети на конец ноября 2012 года составил 25 миллионов киловатт-часов. Это, конечно, кроме потерь несет и угрозу энергетической безопасности Кыргызстана: соседний Казахстан уже давно угрожает выходом из кольца, что для севера Кыргызской Республики обернется сокращением объема электроэнергии процентов на 40.

    Еще один фактор – это несанкционированный забор электроэнергии отдельными потребителями, и чаще всего это происходит с ведома контролеров распредкомпаний. Новостройки, как грибы растущие вокруг Бишкека, нуждаются в свете. И часто жителям этих новостроек легче самовольно подключиться к электричеству, дав «на лапу» контролеру. А если уж сильно принципиальный работник попадается или просто дать нечего, ждут пока уйдет и опять подключаются.

    Контролеры в нашей стране вообще могут неплохо зарабатывать: пришел отключить за неуплату – возьми взятку и не отключай, незаконно подключились – не штрафуй и не отключай, а возьми еще взятку. Сауны, особняки, кафе – все они тратят много электричества. Вместо того чтобы платить, некоторые из них платят контролерам, а те откручивают счетчики.

    По мнению профессора АГУПКР Толонбека Абдырова, примерно одна треть всех потерь электроэнергии – это и есть результат воровства. К сожалению, контролировать контролеров пока у нас не научились.

    Опять политика

    Но, как говорят энергетики, даже если бы картина с точки зрения мощностей и оборудования была идеальной, нынешние тарифы не покрывают расходы на амортизацию.

    «Существующие тарифы не оправдывают расходы на амортизацию, потому что все расчеты давно устарели. Нужно менять существующую систему. Только жаль, что тарифную политику сделали политическим инструментом», — сказал член совета директоров «Северэлектро» Сапарбек Аргымбаев.

    Экономист Толонбек Абдыров также соглашается с этим, отмечая, что само повышение должно происходить постепенно, по предварительно разработанной программе.

    Повышение цены на свет, вероятно, не обрадует кыргызстанцев, и только вызовет волну недовольств. И без этого жизнь в республике не очень сладкая. Потому политики и боятся. Повысить тариф для них значит вырыть себе могилу. Можно привлекать инвестиции, гранты просить, но у нас, как водится, даром доставшееся только разворовывать и умеют. Вот и получается, что в энергетику не только вкладывать не хотят, но и последние капли из нее выдавливают.

    Поделиться