АОС: «Повышение налога с продаж до 5 % для сотовых операторов ляжет на плечи абонентов»

Автор -

    Операторы сотовой связи крайне негативно отнеслись к постановлению правительства Кыргызстана № 200 от 23 марта 2012 года о внесении изменений в Налоговый кодекс о повышении с 1 июля 2012 года налога с продаж вдвое – с 2,5 % до 5 %.

    По словам исполнительного директора Ассоциации операторов связи Айбека Баканова, министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев поставил компании перед фактом уже после подписания постановления премьер-министром Омурбеком Бабановым на заседании 23 марта. В настоящее время документ уже передан на рассмотрение в Жогорку Кенеш, где он должен пройти одобрение в трех чтениях.

    В интервью KNews Айбек Баканов выразил позицию операторов сотовой связи относительно повышения налога с продаж до 5 % и рассказал о новых налогах, которые планируются к введению.

    На заседании правительства 23 марта 2012 года директор Госагентства связи Алмазбек Кадыркулов сообщил, что с сотовыми операторами проведены переговоры по этому вопросу, и они согласились на такую меру. Айбек Муратбекович, были ли переговоры правительства с операторами?

    Предварительно операторы сотовой связи – ЗАО «Альфа Телеком» (MegaCom), ООО «Sky Mobile» (Beeline), ОсОО «Нур Телеком» (О!), ОсОО «Актел» (Fonex), ОсОО «Сотел» (Nexi) и ОсОО «Кател» — встречались с представителями Государственного агентства связи. Они обсудили вопрос о повышении налога с продаж, но никаких договоренностей о согласии операторов связи на повышение налога с продаж без дальнейшего увеличения тарифов для абонента не было. Позже, 23 марта 2012 года, они встретились с Темиром Сариевым, который поставил их в известность о прошедшем заседании правительства и принятом постановлении.

    Интересно, что во время встречи операторов связи  в Госагентстве связи операторы заявили, что могут согласиться на налог с продаж в 5 % при условии, что другие налоги повышаться не будут. Но недавно до нас дошла информация, что правительство планирует ввести плату за нумерацию (плату за каждый номер абонента, независимо от того, действующие они или просто находящиеся в базе) и поднять плату за использование радиочастотного спектра в 4 раза.

    Создается впечатление, что с сотовыми операторами обращаются как с детьми: сейчас успокоили, а потом обманули и ввели новые налоги. Это неприятно.

    Насколько законно повышение налога с продаж?

    Хронологически  это уже второе существенное изменение в условиях ведения бизнеса для операторов сотовой связи за последний год. В апреле 2011 года Госагентство связи в четыре раза повысило плату за государственный надзор по лицензированию – с 0,25 % до 1 % от годовой выручки.

    Новое постановление об увеличении налога на прибыль до 5 % противоречит Налоговому кодексу, в котором указано, что «законы, вносящие изменения в части установления новых налогов, повышения ставок, вступают в силу с 1 числа следующего налогового периода,  и не ранее 2 месяцев после официального опубликования».

    Другой момент — инвестор соглашается вкладывать деньги в страну при одном налоговом режиме, считая, что при данных условиях возвратность инвестиций не будет подвергаться большим рискам. При существенном изменении условий ведения бизнеса инвестор должен иметь право требовать возврата прежних условий, поскольку нестабильность налогового законодательства — прямая угроза инвестиционному проекту. А в отрасли связи Кыргызстана 90 % сетей операторов связи — прямые иностранные инвестиции.

    Согласно закону КР «Об инвестициях», если меняется Конституция или законы, связанные с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей  среды, то инвестор их выполняет, а если вносятся изменения или дополнения в инвестиционное, налоговое и таможенное законодательство, то инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с даты осуществления своей деятельности  имеют  право выбора для наиболее благоприятных условий.

    Это общемировая практика. Любое негативное (для инвестора) изменение налогового законодательства означает снижение инвестиционной привлекательности страны, увеличение рисков и, как результат, вывод инвестиций из страны и отказ от дальнейшего инвестирования.

    Каковы будут последствия повышения налогов помимо сокращения инвестиций?

    В первую очередь это отразится на абонентах, потому что налог с продаж – это косвенный налог и платится потребителем. Можно сказать, что граждане будут больше отчислять в госбюджет через сотовых операторов.

    Другой момент – из 6 сотовых операторов страны только двое имеют реальную прибыль. Поэтому новые налоги сильнее всего ударят по мелким операторам, которые могут не выдержать бремени и прекратить существование. Прежде чем вводить новый налог нужно провести анализ рентабельности, и как это отразится на финансовых показателях компании.

    Вся деятельность операторов  систематизирована, то есть поставлена таким образом, что операторы связи работают прозрачно и открыто,  новые же условия неприемлемы для ведения бизнеса, и вполне могут стать причиной отказа операторов связи от принципа прозрачности при ведении своей деятельности, что для государства означает сокращение налогов и поступлений в бюджет.

    И потом, нужно помнить, что компании вкладывают десятки миллионов долларов в развитие сети, внедрение новых технологий и услуг, расширение зоны покрытия. Увеличатся налоги – упадет рентабельность бизнеса. Естественно, каждая компания будет вынуждена сократить расходные статьи: кто-то уменьшит расходы на социальные проекты, кто-то – на развитие сети.

    Значит ли это, что повысятся тарифы для абонентов на сотовую связь?

    Мы не знаем, что еще придумают в правительстве и какой налог введут. В такой ситуации, я думаю, рано или поздно повышение тарифов неизбежно. Поэтому нам непонятна позиция правительства – оно просит не поднимать тарифы, учитывая социальную напряженность, но в то же время делает все, вынуждая их поднимать.

    Необходимо отметить, что телекоммуникационная отрасль является единственной отраслью, где тарифы, за относительно небольшой промежуток времени, упали в 5 раз.

    Действительно ли от этого нововведения бюджет получит по миллиарду сомов в год, как говорит Темир Сариев?

    Операторы сейчас пытаются подсчитать это, пытаются получить от Госагентства связи данные о том, какие в прошлом году были поступления в бюджет от сотовых операторов. Мы обязательно озвучим эти цифры.

    Думаю, миллиард сомов вполне возможен, но только в краткосрочной перспективе. Возможно, с увеличением налоговых обязательств для сотовых компаний государство восполнит в некоторой степени дефицит бюджета. Однако важно учесть, что в последующем операторы связи просто не смогут одолеть такую налоговую нагрузку, и отчисления в бюджет будут ежегодно сокращаться.

    Что собирается предпринимать Ассоциация операторов связи?

    Мы предлагаем вернуться к обсуждению постановления. Мы готовы предоставить расчеты и доказывать, что в этой ситуации это неправильно. Мы будем делать все возможное, чтобы не поднимались другие налоги, и был введен мораторий на увеличение налогов на 2-3 года. Пусть государство даст нам работать.

    На самом деле обидно, что все 20 лет все твердят, что сектор информационно-коммуникационных технологий — приоритетный для страны и нужно улучшать инвестиционную привлекательность. Но по факту эти заявления оказались просто лозунгами.

    Также хотелось бы отметить, что телекоммуникационная отрасль является доходообразующей, с общим вкладом в ВВП страны более 7 %. Однако подобные предложения правительства не только не стимулируют развитие отрасли, но и существенным образом замедляют темпы роста целого сектора экономики.

    Для справки: В Ассоциацию операторов связи входит 21 компания. Организация занимается защитой и продвижением членов Ассоциации, оказанием консультативной помощи по правовым вопросам в области ИКТ, участием в формировании и регулировании национальной технической, организационной, управленческой политики в области связи. 

    Поделиться