Обращение нефтетрейдеров к властям Кыргызстана

Автор -
245

    В редакцию K-News поступило обращение кыргызстанских нефтетрейдеров к президенту, Жогорку Кенешу и правительству Кыргызской Республики. Текст приводится полностью.

    «Кыргызстан – молодое государство, которое становится известным в мире благодаря проводимой политике создания демократических основ страны, стремлению к сбалансированной экономике и внешней политики, борьбе с коррупцией.

    В нашей стране организация планомерных и постоянных поставок нефтепродуктов осуществляется силами нефтетрейдеров. По данным Министерства юстиции на сегодняшний день в стране зарегистрировано 23 нефтетрейдера, из которых на постоянной основе действует около 8-10 компаний. 

    На долю ОсОО «Газпром нефть Азия» — дочерней компании ОАО «Газпром нефть» — по данным Государственной таможенной службы приходится около 60 % импорта нефтепродуктов. Эти объемы реализуются через собственную сеть АЗС, в количестве около 100, а  также оптом на местном рынке.  Поставки, как правило, осуществляются с Омского и Салаватского нефтеперерабатывающих заводов.

    На долю остальных нефтетрейдеров приходится около 40 % импорта, поставки осуществляются с заводов Орска, Омска, Салавата, Самары, Астрахани, Ачинска, Уфы, Нижнекамска и Волгограда.  АЗС, не входящих в сеть «Газпром нефть Азия», — около 500 по регионам республики, то есть 83 % от их общего числа.

    В сфере поставок авиационного топлива также существуют независимые топливозаправочные комплексы (ТЗК) в Бишкеке и Оше, которые не входят в систему «Газпрома» и осуществляют существенную часть поставок авиатоплива.

    Таким образом, цены на поставляемое моторное топливо диктует рынок и здоровая конкуренция.

    На обсуждение Жогорку Кенеша поступил проект «Межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов», в котором:

    «Координацию деятельности и контроль над выполнением Соглашения осуществляют уполномоченные органы:

    — с кыргызской стороны – Министерство энергетики и промышленности КР;
    — с российской стороны – Министерство энергетики РФ.

    Уполномоченными организациями по осуществлению поставок нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Кыргызскую Республику в объемах, закрепленных в индикативных балансах, указанных в статье 3 настоящего Соглашения, являются:

    — с российской стороны – ОАО «Газпром нефть» и ЗАО «Газпромнефть-Аэро»;
    — с кыргызской стороны – ОсОО «Газпром нефть Азия» и ОсОО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан».

    Распределение указанных нефти и нефтепродуктов, за исключением авиационного топлива, на территории Кыргызстана осуществляется уполномоченными организациями кыргызской стороны с участием Ассоциации нефтетрейдеров КР.

    Нефть и нефтепродукты, вывозимые из России в Кыргызстан по заявкам уполномоченных организаций кыргызской стороны, исходя из объемов внутреннего потребления, не облагаются вывозными пошлинами».

    Все, что поставляется сверх согласованного количества, подлежит обложению пошлиной.

    Сам по себе сам факт такого Соглашения отраден.  Однако при его заключении в таком виде, где координатором и контролером выступает Министерство энергетики и промышленности и нет прозрачных механизмов выделения квот, почва для коррупции подготовлена.  Более того, прямо закрепляется монопольное право осуществления поставок ОсОО «Газпром нефть Азия» и ОсОО «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан».

    Соглашение в настоящем виде: 

    — является дискриминационным по отношению к кыргызстанским предприятиям;
    — имеет коррупциогенный, абсолютно антирыночный характер, отдающий административным «ручным» управлением,  плановой экономикой и Госпланом СССР;
    — создает идеальные условия для полной монополизации рынка нефтепродуктов страны;
    — противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО), в которую входит Кыргызская Республика и недавно принята Российская Федерация;
    — подрывает перспективы развития независимой нефтеперерабатывающей отрасли Кыргызстана.

    Даже в России – крупнейшей нефтяной державе мира — попытки правительства регулировать внутренний рынок нефтепродуктов антирыночными, административными методами привели к острейшему кризису на топливном рынке в 2011 году, который затронул и нашу страну.  Вспомните события прошлого года, когда неоднократно цена на топливо росла и вводились лимиты на отпуск.  В результате правительство России было вынуждено скорректировать ранее принятые решения (по стандарту «Евро-3»).

    Следует отметить, что кроме кыргызских предприятий от прямого доступа на рынок нашей страны отсекаются и российские нефтяные компании, в том числе и те, которые присутствуют на нашем рынке.  На рынке Российской Федерации действует несколько крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний («Роснефть», «Башнефть», «Татнефть», «ТНК-ВР» и другие), а также множество оптовых трейдеров.  Федеральная антимонопольная служба России тщательно следит за сохранением конкурентной среды и не позволяет никому быть единственной силой на рынке.  Так почему же в нашем случае Кыргызской Республике навязывается такой нерыночный подход?

    Как мотивация для Соглашения приводятся, в частности, интересы борьбы с реэкспортом российских нефтепродуктов. 

    Однако никто из официальных нефтетрейдеров не занимается реэкспортом.  Любой объем топлива, купленный на внутреннем рынке оптом у нефтетрейдера, как «Газпрома», так и любого другого, может быть противозаконно вывезен из страны.  Продавец не в силах контролировать сотни участников мелкооптового рынка, это — дело государственных служб.  В указанном Соглашении отмечается, что объемы поставок не уменьшатся, а возможно и увеличатся.  Значит, при прочих равных условиях, опасность реэкспорта не уменьшится. Корень и решение проблемы — не в монополизации рынка, а в улучшении работы соответствующих государственных органов.

    По нашему убеждению, основанному на анализе предлагаемого документа и законов Кыргызской Республики, указанный документ является противозаконным.  Поэтому как налогоплательщики, граждане свободной страны мы просим обсудить и доработать текст Соглашения с участием всех участников процесса с целью:

    — учета интересов предприятий Кыргызстана;
    — сохранения конкурентной среды на рынке;
    — предотвращения коррупции;
    — соблюдения законодательства Кыргызской Республики, общепринятых норм регулирования международной торговли.

    С уважением, нефтетрейдеры:

    ОсОО «ИНТЭК»
    ОсОО «Кыргыз Мунай»
    ЗАО «БНК»
    ОсОО «ШНОС»
    ОсОО «Мунай Импекс Бишкек»
    ОсОО «Нефтесинтез»
    ОсОО «Трейд-Ойл»
    ОсОО «Дженерал Дирекшен»
    ЗАО «Топливно-заправочный комплекс»
    ОсОО «М-Тек Ойл»
    ОсОО «Фирма Мунайзат»
    ОсОО «Кантский НПЗ»
    ОсОО «Петросел»
    ОсОО «Неруд-Ресурс»

    Поделиться