Тимур Саламатов: Все театры давно перешли на компьютерное управление, а мы до сих пор веревками поднимаем занавес

Автор -
312

Директор Кыргызского национального академического театра оперы и балета Тимур Саламатов в интервью KNews сегодня, 19 июня, рассказал о запланированных мероприятиях, приуроченных празднованию 70-летия театра, а также о текущих проблемах и перспективах.

Какие мероприятия запланированы к 70-летию академического театра оперы и балета?

Мы подготовили серию мероприятий, приуроченных к этой дате. 2012 год начали с совместных спектаклей наших и иностранных артистов. Первая совместная опера «Чио-Чио-сан» состоялась 17 марта. Партию девушки Чио-Чио-сан исполняла японская певица, а за пультом оркестра стоял японский дирижер. Стоит отметить, что выступление японских артистов было впервые в истории театра. В апреле мы провели балет «Лебединое озеро» с участием артистов Большого театра, с которым у нас давние тесные связи. Наши ведущие певцы оперы и артисты балета выступали на сцене этого театра также как, и на нашей сцене выступали артисты Большого театра. Мы решили возродить эту старую и крепкую традицию. 10 мая прошел балет «Жизель» с участием артистки Мариинского театра Софьи Гумеровой.

24 июня мы возрождаем шедевр театрального искусства – балет «Чолпон», который последние 5 лет не ставился на сцене из-за того, что декорации пришли в негодность. Сейчас мы создаем новые декорации и костюмы. Также в октябре мы проведем оперу «Аида» с участием японских артистов.

В ноябре запланирован большой фестиваль с участием артистов оперы и балета России, Казахстана, Азербайджана и других стран. С 15 по 19 ноября пройдут несколько красочных спектаклей.

Какая поддержка оказана театру со стороны государства в связи с юбилеем?

Меня радует тот факт, что празднование юбилея театра включено в план мероприятий правительства. На празднование знаменательной даты выделено 400 тысяч сомов. Но мы выпускаем книгу-альбом, посвященную юбилею, и этих 400 тысяч сомов хватает на 500 экземпляров книги-альбома. Все остальное мы будем делать своими силами.

А если поговорить о текущем состоянии театра…

Когда недавно к нам приезжала российская балерина, то в СМИ появилась информация о том, что артистка была разочарована техническим состоянием нашей сцены. Она привыкла танцевать на лучших площадках великолепных театров, а наша сцена привела ее в шок.

Все техническое оборудование театра было установлено с 1953 до 1960-х годов. С тех пор ничего не менялось. Сейчас мы живем в веке компьютеров. Все театры давным-давно перешли на компьютерное управление всем процессом, а мы до сих пор веревками поднимаем занавес, все делаем вручную. Мы надеялись, что хоть какие-нибудь средства будут выделены на 70-летие театра, пройдет какая-нибудь модернизация. К примеру, Большой театр России более 5 лет находился на ремонте, на него было затрачено 2 миллиарда долларов. У них такие возможности, что нам даже и не снится! Нам также нужно провести ремонт зала и других помещений. Большие витражные окна малахитового зала, изготовленные из тонкого дерева, за 60 лет сгнили. Ремонт в государственном театре может сделать только государство. Для оснащения и модернизации нашей сцены нам потребуется 5 миллионов долларов. А где это все взять? То, что мы сами зарабатываем, уходит на мелкий ремонт и постановку новых спектаклей.

Кроме того заработная плата артистов очень маленькая. Артисты уезжают из страны, потому что невозможно прожить на 5-6 тысяч сомов в месяц. Существующее положение — это отношение к культуре и духовности.

Оказывают ли театру поддержку международные или другие организации?

Мы работаем с посольствами разных стран, они проводят разовые мероприятия и акции. Сейчас мы сотрудничаем с посольством Японии в Кыргызстане. К 70-летию театра они дарят нам звуковой пульт стоимостью 25 тысяч долларов, поскольку наше оборудование почти не действует.

В какие страны выезжают артисты театра на гастроли?

Чтобы выехать на гастроли за границу нужно вывести около 200 человек — это оркестр, хор, балет. Когда мы ставим, например, балет «Кармен», над спектаклем работают около 150 человек. Бывают отдельные поездки солистов оперы и балета в Россию, Турцию, страны Европы. Недавно 3 солиста театра выехали на выступления за границу. Асель Бекбаева участвовала в совместном спектакле стран СНГ в Беларуси. Данияр Мусаев и Бакыт Алмабеков участвовали в фестивале оперных певцов. Такие мероприятия происходят у нас ежегодно. Также наши артисты участвовали в конкурсах в Казахстане, России, Туркменистане, Кореи и Беларуси. В творческом плане у нас все замечательно.

Кто составляет основную аудиторию театра оперы и балета?

Опера и балет в мире являются искусством для подготовленных людей — это искусство для избранных. Для того, чтобы понимать оперу и балет, нужно вырасти в такой среде, где еженедельные походы в театр являются нормой.

Был период, когда у нас была хорошая прослойка интеллигенции, которая ходила на оперные и балетные спектакли. Но с развалом Советского Союза вся эта прослойка либо уехала, либо состарилась, а молодое поколение не было подготовлено. С обретением независимости государства театр стали больше посещать иностранцы — вот они и составляют основной процент аудитории театра. Если на опере «Травиата» или балете «Спартак» в зале присутствует 300 человек, из них 200 — иностранцы. Причем они кроме нашего театра никуда не ходят.

Конечно, мы думаем, как привлечь молодое поколение в театр, но это дело всего общества, каждой семьи. Мы работаем со школами и вузами, проводим бесплатные и льготные посещения.

Говоря о политической элите, то она в свободное время предпочитает ходить в сауны — это является верхом культурного времяпрепровождения. А в театр они приходят только на официальные мероприятия.

Поделиться