Маунтинбайкеры — покорители горных вершин!

Необычного приза – полета на параплане — удостоились покорители высокогорной велотрассы, лидеры проходившего на прошлой неделе близ Бишкека велопробега на горных велосипедах.

К слову, о полетах… Кто уверен, что велосипед не летает, конечно же, прав. Но только отчасти. Объективно. Другое дело, если судить об этом субъективно – по ощущениям, когда не успеваешь крутить педали, столь быстро летишь по трассе вниз. Это уже настоящий полет! И он как наркотик: если хоть раз сумел насладиться скоростным спуском на двух колесах, будешь стремиться нырнуть в него снова и снова. У нас в стране крутых трасс хоть отбавляй. Потому, наиболее популярный у кыргызстанцев байк – разумеется, горный. Езда на нем по горам, маунтинбайкинг – страсть всех отечественных заядлых велосипедистов.

Жаль только, что соревнования местных маунтинбайкеров происходят почему-то нечасто…Одно из таких редких явлений состоялось в воскресенье, 20 июня, на склонах гор Чуйской области, в горных массивах «Чон-Курчак» и «Джаламыш». Там, на уровне почти трех тысяч метров над уровнем моря, между селом «Арашан» и горнолыжной базой «Кашка-Суу», пролегает серпантинная дорога протяженностью в 28 км, наиболее подходящая для подобных соревнований. Главный инициатор и устроитель соревнования, Федерация горного велосипеда Кыргызстана «R-Bikers», провела его при содействии ряда спонсоров. В этой группе материальной поддержки упомянем клуб, которому принадлежит идея удостоить победителей велопробега самого необычного в истории отечественного велоспорта приза…

Кто окрылил велосипедистов

Радость парить в небесах подарили лидерам велопробега кыргызстанские энтузиасты парапланеризма. К слову, история этого вида авиации пока еще настолько коротка, что даже человек грамотный иной раз почешет в затылке и задаст нам вопрос – «а что это за штука такая, параплан?..». Потому уместно немного отвлечься от темы и рассказать о подобном летательном аппарате. Своим появлением он обязан парашюту. Прогресс, как известно, не стоит на месте. Потому уже в середине прошлого века устройство, тормозившее скорость падения, превратилось силою людской смекалки в самостоятельный летательный аппарат. При этом купола у него сильно изменились и стали похожими на крыло самолета. Новое оснащение позволило парашютистам эффективно управлять снижением и перемещаться не только сверху вниз, но и по горизонтали. Так парашют стал немножко планером.

Конструкторы параплана не остановились на достигнутом и превратили свое детище в настоящее и полноценное устройство для планирующего полета. Размах крыла параплана вырос до десяти и более метров, скорость снижения упала до минимальных 1,2 метра в секунду. Взлететь в небо он позволяет с любого холма при небольшом ветре. Параплан решительно отказался быть парашютом и стал планером. И даже самолетом — если к нему добавить небольшой двигатель.

Попутного ветра в седло!..

Но вернемся к нашим «полетам» по горному серпантину. Как рассказал организатор велопробега, бишкекский энтузиаст велоспорта Ярослав Юзефович, соревнование проводилось в дисциплине «Кросс-кантри». В споре за звания сильнейших участвовало 25 спортсменов. Их разбили на четыре категории – «Мастер-класс», «Элита», «Ветераны» и женскую группу. Самому пожилому участнику соревнований — 64 года. Самому юному — 15 лет…К слову, этот юноша стал серебряным призером велогонки.

Раз уж мы заговорили о возрасте, нелишне упомянуть и физическую комплекцию типичного любителя «полетать» в свое удовольствие по горным кручам. Не только здоровья должно быть достаточно у кандидата на звание чемпиона подобного велопробега. Тугая мускулатура – тоже в числе главных условий победы в споре маунтинбайкеров. Потому многие любители и профессионалы этого вида спорта исправно посещают тренажерные залы, девушки увлекаются фитнесом.

Между прочим, существует несколько версий появления маунтинбайка — горного велосипеда и зарождения и развития нового вида спортивной специализации в маунтинбайке — «кросс-кантри». Весьма курьезна легенда, согласно которой первый горный велосипед изобрел лидер рок-группы из американского штата Калифорния Брант Ричардс, который никакого отношения к велосипедному спорту не имел. У этой компании рокеров было хобби – гулять после концертов по горам.

Как-то раз, во время одной из таких прогулок, Брант повредил себе ногу. Она долго не заживала. Потому один врач посоветовал музыканту купить велосипед и, катаясь на нем, разрабатывать больную ногу.

Однажды, когда после очередного концерта рок-группа собралась идти в горы, Ричардс решил отправиться с ними на велосипеде. Друзья отговаривали его от авантюрной затеи, но тот был непоколебим. Действительно, в начале путешествия на велосипеде все шло хорошо, и Брант даже уехал далеко вперед от своих пеших друзей, но когда начались первые подъемы, он не смог крутить педали, несмотря на то, что на его туристическом велосипеде имелись четыре скоростные передачи.

Для этого нужны были более легкие передачи. И он был вынужден преодолевать подъемы пешком. Кроме того, его замучила дикая тряска при езде по каменистой горной тропе, к тому же потом он проколол заднее колесо об острые камни. Друзья, догнав его, вынуждены были тащить велосипед, рюкзак и самого Бранта, так как нога от ходьбы по горным тропам снова разболелась. Все измучились и перенервничали, а так как они не прошли еще и половины пути к горному озеру, то приняли решение вернуться домой. Отдых не получился, все были огорчены и в душе ругали своего упрямого шефа.

Но Брант всегда отличался способностью находить решения из, казалось бы, безвыходных ситуаций и, кроме того, был веселым оптимистом. Именно этот случай привел его к мысли сделать такой велосипед, на котором можно было бы ездить по камням, не испытывая тряски, и преодолевать подъемы различной крутизны, не слезая с него. Разве смог бы угрюмый, скучный человек, лишенный воображения, придумать подобное чудо на колесах? Так как он не был силен в механике, то с этими идеями обратился к знакомому механику, у которого всегда ремонтировал свою автомашину. Это был технически одаренный человек, кроме того, он знал толк в велосипедах, так как в молодости, еще живя в Европе, занимался велокроссом. Оба загорелись идеей создать этот уникальный велосипед-вседорожник. Для этого сначала они отправились на городскую свалку, где, насобирав различные детали от старых мопедов, легких мотоциклов, начали конструировать новый тип велосипеда для езды по горным тропам. По истечении нескольких дней охватившего их азарта технического творчества они создали что-то внешне похожее, с одной стороны, на легкий гоночный мотоцикл, а с другой, из-за отсутствия двигателя, — на велосипед. Переднее колесо велосипеда и передняя вилка с амортизатором были от мопеда, заднее — от легкого мотоцикла, часть рамы с задним амортизатором — от мотоцикла. К тому же велосипед имел три разные передние ведущие звездочки, а на заднем колесе было смонтировано семь звездочек, в итоге этот велосипед имел 21 скоростную передачу. Также друзья придумали оригинальную систему переключения скоростных передач, установленную прямо на руле, что позволяло переключаться, не отрывая рук от руля. С тех пор горный велосипед сильно изменился, превратившись в достаточно изящное средство преодоления горных трасс…

У нас, в Кыргызстане, велопробеги в дисциплине кросс-кантри проводятся с 2005 года. Тогда, близ села «Чон-Арык», прошел первый в истории нашего спорта пробег горных велосипедистов. Федерация горного велосипеда Кыргызстана «R-Bikers» хранит фотоснимки того момента. Инициатором идеи был Антон Кочетков, один из местных фанатов велоспорта — бишкекский предприниматель, эмигрировавший впоследствии из страны. Этот коммерсант первым стал поставлять сюда горные велосипеды мировых брендов. Потому можно смело назвать его одним из родоначальников местного движения маунтинбайкеров.

«Помню, по причине некомпетентности журналистов в этом вопросе, пресса, во время того первого соревнования, обнародовала неверное название вида спорта, – улыбнулся Ярослав Юзефович. — Вместо принятого во всем мире термина «маунтинбайкинг», в масс-медиа просочилось какое-то странное слово, что-то вроде «топтайн байкинг». Но, как бы то ни было, почин проведения подобных состязаний некоторое время набирал обороты. Впрочем, бум продолжался недолго… К сожалению, в настоящее время больше уделяется внимание любительскому велоспорту – массовым велопробегам, веломаршам, спортивная же составляющая отодвигается на второй план».

Пока пестрый по своему составу табор велогонщиков готовил своих педальных коней к пробегу, автор этих строк решил на своем велосипеде без подвесов немного изведать серпантин горной трассы. Уже на первой сотне метров мой энтузиазм поутих: вроде бы, гладкая на первый взгляд дорога оказалась сплошь состоящей из ямок, рытвин и ухабов. Если гнать по ним долго, да еще на приличной скорости, неприспособленный для такого испытания велосипед превратится в груду металлолома.

— В общем-то, мы не ставили участникам соревнований никаких ограничений по маркам велотранспорта – сказал Ярослав, угадав мое разочарование – но в условиях наших горных трасс на раме желательно иметь хотя бы одну амортизационную вилку, минимум в 100 мм. Если есть еще задняя подвеска – конструкция выдержит более крутые спуски. Другое требование к велосипеду — минимум 21-24 скорости. Желательно также, чтобы руль был достаточно широким. Непременно — с рожками! Дабы, при желании, перехватить их во время езды, для удобства. Для более быстрой езды педали нужно подбирать велосипеду небольшие. Посадка седла кросс-кантри байка должна быть в меру низкой, педали обязательно контактными. Рекомендуемая мною ширина покрышек, которые должны быть с ярко выраженным грязевым протектором, – от 1.75 до 2.0 см.

— Во сколько же это удовольствие обойдется бишкекскому покупателю?

— В $300. И это минимальная цена! Желательны в нашем случае велосипеды фирм «Giant», «GT», «Merida». Их несложно приобрести у нас в столице. Все остальные похожие модели – только на заказ.

Как утверждают знатоки, если ехать на хорошем горном велосипеде дней пять достаточно неторопливым темпом, можно преодолеть весьма приличное расстояние, в 600-700 километров. Так получится, если одолевать 100-150 километров в день.

— Например, два года назад я и несколько моих друзей – рассказал Ярослав — проехали из Бишкека до казахстанского города Тараз. Протяженность такой дистанции составляет почти 1000 километров. Но там равнина, потому передвигаться на велосипеде в такой местности намного легче, чем по горам. Вообще легкость преодоления маршрута определяется, в основном, двумя вещами: так называемым накатом колес – инерцией, обусловленной неровностями рельефа, и … попутным ветром!

— Понимаю, что настоящие велосипедисты-спортсмены могут выдюжить буквально фантастические дистанции. Какова же, по-вашему, максимальная протяженность велотрассы, которую можно рекомендовать любителю?

— Универсальных рекомендаций здесь, в общем-то, нет. Но километров 60-70 – вполне терпимая дистанция.

Полеты по серпантину и в облаках

Во время нашего разговора начался старт. Поочередно участники каждой группы, пришпорив своих «коней», скрылись в клубах едкой пыли. Впереди змеилась своей обманчивой близостью дорога. Через село Татыр, Голубиный водопад, мимо местной радиорелейной станции и далее – по трассе, минуя многие местные горнолыжные базы – например, Кызыл-Белес, Кок-Таш, Ору-Сай. Победительницей пробега в женской группе стала Юлия Фернас, преодолев трассу за 3 часа 31 минуту и 57 секунд. В числе «ветеранов» лидировал Вячеслав Васильев с результатом в 2 часа 24 минуты 28 секунд. В категории мастеров пришел первым Нурлан Абдылдаев, за 2 часа 29 минут 56 секунд. В группе «Элита» лавры первенства достались Валерию Копытину, удивившему судейскую комиссию своим результатом в 1 час 50 минут и 15 секунд. К сожалению, сошел с дистанции маунтинбайкер Туратбек улуу Арслан.

Вот успехи остальных 19 участников:

Женская категория:

Каширина Галина 3.32.41

Категория «Ветераны»:

1. Филин Игорь 2.43.20

2. Сабитов Рафаэль 3.04.28

3. Семенов Александр 3.15.33

4. Анатолий Кудашкин 3.36.38

Категория «Мастер-Класс»:

1. Требунский Александр 2.38.24

2. Бекешев Закир 3.10.20

3. Лазарев Глеб 3.25.28

4. Иващенко Александр 3.29.39

5. Каунов Алексей 3.32.45

6. Соловьев Никита 3.49.54

Категория «Элита»:

1. Михайлов Алексей 2.00.55

2. Сотников Максим 2.02.50

3. Собко Олег 2.06.28

4. Торгаутов Галым 2.17.06

5. Даниш Питер 2.32.00

6. Шайхразеев Сафар 2.36.11

7. Арынов Арман 2.39.37

8. Требунский Евгений 2.40.11

9. Довгань Григорий 3.26.40

Все пятеро лидеров велогонок удостоились полетов на параплане, с живописного горного склона на урочище Чон-Таш. К слову, обычно стоимость такой услуги клуба составляет от 1500 до 4000 сомов с клиента – в зависимости от дистанции и высоты.

«В ближайших планах нашей федерации, – поведал автору этих строк Я. Юзефович, — многодневный велопробег в дисциплине кросс-кантри, который мы собираемся провести следующим летом…».

Фотографии предоставлены Федерацией горного велосипеда Кыргызстана «R-Bikers». Материал предоставлен газетой Колеса.kg.

Поделиться