Когда депутат без привилегий неэффективен…

Автор -
492

    Вчерашнее пленарное заседание депутатов больше всего с нетерпением ожидали сотрудники секретариатов фракций. Уже целый месяц, с начала работы шестого созыва Жогорку Кенеша, ассистенты и помощники депутатов работают без официальных статусов. Соответственно, на общественных началах.

    Не пущать!

    На повестке заседания первым вопросом стояло рассмотрение предложений рабочей комиссии по оптимизации расходов и структуры ЖК. Итоги голосования должны были решить судьбу армии помощников и водителей народных избранников. Решалась судьба и других привилегий парламентариев — служебных квартир, автомобилей, бесплатных ГСМ, курортно-санаторного лечения и даже номеров серии KG.

    С самого утра в скучных серых стенах парламента шли оживленные разговоры о том, что итоги заседания покажут, насколько сильно любят себя депутаты. Однако, в самом начале собрания спикер ЖК Асылбек Жээнбеков словно парировал этим суждениям, аргументируя необходимость привилегий прямой связью с эффективностью работы своих коллег. «Во время выборов партии давали много обещаний, чтобы заработать очки. Каждая партия теперь должна сама отвечать за эти обещания. Жогорку Кенеш должен выполнять свои обязанности, но если все сократить только потому, что давали обещания, то можно потерять эффективность, и в результате государству будет нанесен еще больший ущерб», — предупредил торага.

    Лишать себя дарованных льгот и привилегий изначально хотелось не всем депутатам. Не хотелось «избранным» лишать себя смысла прохождения в парламент… Заседание решено было провести без прессы. Депутат фракции «Кыргызстан» Жыргалбек Калмаматов предложил обсудить вопрос за закрытыми дверями.

    Несмотря на то, что ряд депутатов, в том числе и члены фракции «Республика — Ата Журт» выступали против такого решения, большинство парламентариев поддержали предложение Калмаматова.

    Все, как и было, но немного меньше

    Обычно на пленарных заседаниях к обеду депутаты успевают рассмотреть несколько законопроектов. И зачастую заранее известно, какое решение примет палата по тому или иному вопросу. Однако вчерашнее собрание парламентариев еще до его начала обещало, как минимум, стать продолжительным, и пройти при бурных дискуссиях.

    И вот, наконец, к двум часам дня становятся известны результаты голосования по итогам работы комиссии. Листая ленты информационных агентств, помощники депутатов вздохнули с облегчением — большинством голосов парламентарии оставили себе по одному помощнику и консультанту. А вот водителям не повезло. Их решили сократить. Правда, скорее не повезло самим народным избранникам: не депутатское это дело — крутить баранку. Придется зарплату водителям выплачивать из своего кармана.

    Общие итоги оптимизации таковы: секретариаты фракций будут состоять из пяти человек, спикера и двоих его заместителей обеспечат кадиллаками, остальные нардепы будут ездить на своих авто и сами содержать водителей; ежемесячно на ГСМ будет выделяться 40 тыс. сомов из депутатского фонда; KG-номера решено оставить; 36 служебных квартир выделят парламентариям из регионов; не сочли необходимым отказываться и от санаторно-курортного лечения. То есть по факту народные избранники отказались только от машин и… своих предвыборных обещаний.

    Перед парламентскими выборами движение «За отмену льгот и привилегий депутатам», сумело собрать подписи у 10 из 14 участвовавших в гонке партий. Под декларацией об отказе от ништяков подписались и депутаты четырех из шести прошедших партий. Это «Республика — Ата Журт», «Кыргызстан», «Бир Бол» и «Ата Мекен». Они дали слово работать не за счет народа и, тем самым, взяли нужные голоса избирателей. Но, в итоге, будучи уже депутатами члены тех же самых партий назвали отмену привилегий не иначе как популизмом. Проще говоря, обвели всех вокруг пальца.

    «Для того, чтобы полноценно выполнять свои функции, не отвлекаясь на бытовые вопросы, депутату необходимы автомобиль и служебная квартира. У нас есть статус. А для чего тогда они пришли в парламент? Может быть, в этом случае нам нужно стать обычными преподавателями или фермерами? Нужно отбросить популистские инициативы», — негодовал депутат СДПК Кожобек Рыспаев, отвечая на вопросы журналистов.

    При этом стоит напомним, что члены СДПК на самом первом заседании новоизбранного Жогорку Кенеша громко заявили, что единогласно приняли решение отказаться от неприкосновенности, помощников и служебных автомашин. Но в итоге идею о сокращении помощников поддержали всего 8 членов этой фракции.

    О нецелесообразности экономии средств заявил и бирболовец Алтынбек Сулайманов. Общим посылом его выступления на сегодняшнем заседании было то, что экономия 50 млн сомов, предложенные комиссией, «погоду» в бюджете не сделают, когда дефицит составляет порядка 25 млрд сомов.

    Слова дороже привилегий

    Одна лишь «Республика — Ата Журт», как инициатор отмены всех льгот и привилегий депутатам, решила показать пример не демонстрационного, а реального сокращения расходов на парламент. Уже после пленарного заседания на своем собрании фракция единогласно отказалась от служебных квартир, одного помощника и номеров серии KG. «Мы обещали нашим избирателям отменить все привилегии. Другие партии до выборов присоединились к нашей инициативе, однако, когда дело дошло до голосования, отказались только от машин. Мы сдержали свое слово и отказываемся от всех привилегий», — отметил лидер фракции Омурбек Бабанов.

    Он также добавил, что нужно проработать вопрос контроля расходования сэкономленных фракцией средств, чтобы направить их на социальные нужды населения.

    Следуя логике спикера Жогорку Кенеша Асылбека Жээнбекова, депутаты фракции «Республика — Ата Журт» теперь должны стать самыми неэффективными среди остальных коллег по палате.

    Перед выборами активисты общественного движения «За отмену льгот и привилегий депутатам» обещали персонально следить за каждым депутатом, подписавшим их декларацию. «Народ понял, кого он выбрал», — отмечает активистка Рита Карасартова. Члены движения констатируют, что показали избирателями истинные лица депутатов. С ними сложно не согласиться. Но кроме общественного контроля других инструментов воздействия на парламентариев у избирателей просто нет.

    Зачем быть депутатом без привилегий?

    «Я не могу понять одного: почему должность депутата ассоциируется с личным автомобилем, специальными номерными знаками и другими привилегиями? Я бывала в Польше. На балансе Сейма из 460 депутатов всего около десяти машин. Если депутату действительно необходим автомобиль по работе, он оставляет заявку, и ему выдают авто на необходимое время», — продолжает Рита Карасартова. К слову, размер ВВП Польши на душу населения $11 тыс. 300 против $1 тыс. 200 в Кыргызстане. К тому же, что в этой стране до сих пор действует закон, предусматривающий снижение зарплаты тем членам Сейма, кто пропускает заседания или срывает их своими действиям. Подобный закон у нас оставил бы без зарплаты большую часть Жогорку Кенеша.

    От автомобилей депутаты все же отказались. Отказались от Toyota Camry, на которых, они, собственно, и не будут ездить. Широкая кыргызская душа не позволяет тесниться в легковушке-сороковке. Особенно, если это душа наполнена беспокойством, мизерными зарплатами бюджетников и крайней бедностью жителей регионов. «Пятьсот семидесятые» как раз вмещают все стремление помочь народу преодолеть эти не простые времена. Правда, покупать их придется уже за свой счет. Но оно стоит того — в них мягче думать о народе, и как минимум не стыдно парковаться рядом с остальными коллегами. Главное, чтобы эффективность работы депутата от этого не снижалась…

    Поделиться