Карганбек Самаков ушел из «Ата Мекена» из-за недовольства работой партии

Автор -
506

    Депутат Жогорку Кенеша Карганбек Самаков покинул ряды партии «Ата Мекен», сообщает пресс-служба парламента во вторник.

    Нардеп направил соответствующее письмо лидеру партии Омурбеку Текебаеву, в котором объяснил причины своего ухода. Депутат пишет, что недоволен ситуацией в стране, тем, что парламент «прячется за спиной президента», а лидер партии отсиживается в Жогорку Кенеше, вместо того, чтобы самому выполнять обещанную избирателям программу.

    Также народный избранник сообщает, что создает вместе с единомышленниками свою партию — «Биримдик-Единство».

    Редакция KNews публикует текст обращения:

    «Уважаемый Омурбек Чиркешович!

    Давно собирался поделиться с Вами своими мыслями. Думаю, время пришло.

    Я выхожу из рядов партии «Ата Мекен» и хочу объяснить причины этого решения.

    Прежде всего, благодарю всех «атамекеновцев» за преданность своему Отечеству. Долгих 18 лет партия объединяла людей, не согласных с диктатурой и коррупцией. В разные годы через «Ата Мекен» прошли известные политики, и даже лидеры других партий. Люди разных взглядов и убеждений. Социалисты, либералы, консерваторы и центристы. Джоомарт Оторбаев, Жанторо Сатыбалдиев, Тайырбек Сарпашев, Темир Сариев, Омурбек Абдрахманов, Равшан Жээнбеков, Кубатбек Байболов, Чолпон Жакупова, Аликбек Джекшенкулов, Ишенбай Кадырбеков, Мелис Эшимканов, Бактыгуль Жээнбаева, Накен Касиев, Султан Раев, Арслан Малиев, Бакирдин Субанбеков, Бермет Букашева, Кубан Мамбеталиев и многие другие. В те годы «Ата Мекен» служил символом народного сопротивления и борьбы. И его заслуги никем не забыты.

    Почему я решил выйти из партии? Убедив страну перейти к парламентскому правлению, мы были обязаны показать, как оно работает и приносит результат. Этого не сделано.

    Чтобы раскрыть преимущества парламентаризма, надо целиком отдаться работе. А что делаем мы? 20-й год всей страной обсуждаем один завод – «Кумтор». Создаем и разваливаем коалиции. Меняем правительство за правительством. Выливаем компромат друг на друга…

    За время политических баталий прошлого десятилетия мы «проспали» удачный для Кыргызстана период реэкспорта. Миллиарды долларов, заработанные бизнесменами и работниками через оптовые рынки, были вложены в глинобитные новостройки и в импорт подержанных автомобилей. Также бесследно уходят в глину миллиарды долларов, высылаемые трудовыми мигрантами. Где экономика нашего будущего? Чем мы будем зарабатывать завтра? Во что нашим гражданам стоит инвестироваться сегодня?

    Говорят, долг платежом красен. На референдуме в июне 2010 года 1 млн. 777 тыс. 339 избирателей Кыргызстана (90,5 %) проголосовали за новую Конституцию и парламентское правление. Вспомним, что им тогда обещали взамен их голосов.

    В комментариях к проекту новой Конституции говорилось, что премьер-министр и правительство будут персонально отвечать за ситуацию в стране, за социально-экономическое развитие и кадровую политику. Что правительство будет отчитываться по работе перед Жогорку Кенешем и если депутаты признают его деятельность неудовлетворительной, то правительство уйдет в отставку.

    Президенту отводили роль независимого арбитра.

    Прошло 4 года. Что избиратели Кыргызстана получили на самом деле?

    Ни одно из постреволюционных правительств не отправлено в отставку по итогам отчета перед Жогорку Кенешем. Вместо этого стало обычаем под любым предлогом разваливать коалицию.

    А в это время бюджет страны четвертый год стоит на одном уровне – $ 2 млрд. Но даже его постоянно принимают с дефицитом. Потому что доходы государства не растут. Зато растет внешний долг Кыргызстана.

    Пока фракции строят и рушат коалиции, Кыргызстан столкнулся с серьезными вызовами. Закат реэкспортной экономики. Вступление в Таможенный союз с более развитыми соседями. Продолжающаяся миграция граждан на заработки. Острые пограничные вопросы. Низкие доходы населения. Откладывавшийся десятилетиями жилищный вопрос.

    Что послужит локомотивом нашей экономики? Что будет нашим козырем в конкуренции с другими государствами?

    — Образование? Нет.

    — Медицина? Нет.

    — Высокие технологии? Нет.

    — Современная промышленность? Нет.

    — Сельское хозяйство? Нет.

    — Банковский сектор? Нет.

    — Туристическая отрасль? Нет.

    — Эффективное государственное управление? Нет.

    И как же мы жить собираемся? На что рассчитываем? На гуманитарную помощь? На гранты?

    Не я задаю Кыргызстану эти вопросы. Их задает наша жизнь.

    Регионы дважды были парализованы перекрытием дорог. В прошлом году на Иссык-Куле, в этом году – в Алае. Где в это время были Жогорку Кенеш и партии? Где было правительство? Где было МВД?

    Все избегают ответственности. Ситуация выглядит, как паралич исполнительной власти.

    Почему госорганы не выполняют своих прямых функций?

    Почему любая ситуация ожидает личного вмешательства главы государства?

    Где это видано, чтобы в парламентской республике парламент и правительство прятались за спиной президента?

    Если за ситуацию в стране отвечает президент, то почему у него так мало полномочий?

    На фоне коалиционных игр в парламенте и «шатающихся» правительств, наш президент вынужден не быть арбитром, а лично заниматься перспективными экономическими проектами, привлекать инвестиции, строить отношения с внешнеполитическими партнерами. А если бы у президента не хватило для этого опыта или энергии? Что было бы со страной в этом случае? Кто отвечал бы за кризис перед народом?

    Разве такой парламентаризм обещан избирателям летом 2010 года? Без отчета и без персональной ответственности? Разве для этого принималась нынешняя Конституция?

    Через год всем нам идти к избирателям с отчетом по проделанной работе. О чем мы расскажем им? О каких успехах? Чего из обещанного в наших программах мы достигли?

    Наши государственные границы держатся на честном слове.

    На юге третий месяц нет газа.

    Реэкспорт почти остановился.

    Дороги в стране перекрываются.

    Премьер-министры уходят без отчетов.

    Это результаты нашей работы?

    Я не писал новую Конституцию. Но в 2010 году, вместе с другими гражданами, принял ее. Поэтому мы все несем за нее ответственность. Но мы не голосовали за застой и «политическое болото». Мы голосовали за контроль со стороны парламента, за сильное и ответственное правительство.

    Пытаясь понять причину этих проблем, я изучил опыт других парламентских систем. Там лидеры ведущих партий стремятся возглавить правительство, чтобы лично исполнять те программы, с которыми они шли на выборы. Повторяю, лидеры партий лично выполняют свои обязательства перед избирателями, а не поручают это своим заместителям или секретарям!

    Реджеп Эрдоган, Ангела Меркель, Синдзо Абэ не отсиживаются в парламенте. Они «закатывают рукава» и работают, чтобы оправдать оказанное народом доверие. Поэтому у них идет рост доходов, технологий и культуры, а у нас – вечные поиски крайних и виноватых.

    Так происходит дискредитация парламентского правления в Кыргызстане. Народ начинает воспринимать его как систему круговой поруки и коллективной безответственности. В настоящем парламентаризме должен быть яркий, сильный партийный лидер, который не боится взять на себя ответственность и лично повести правительство страны.

    Я спрашиваю себя: Когда «Ата Мекен» потерял свой дух? Почему после провала на выборах 2010 года мы не провели разбор полетов, не наказали виновных? Почему некогда бесстрашная партия отсиживается в Жогорку Кенеше и занимается критикой?

    Когда-то я гордился, что являюсь членом «Ата Мекена». Что я в рядах бедной, но гордой и волевой партии. Но где теперь мой «Ата Мекен»? Я не узнаю его. Дело не в обвинениях в мародерстве, а в пассивности и бездействии. Нашей боевой партии хватило 18 депутатских мест, чтобы успокоиться, перестать развиваться. Бюрократия и удобные кресла засосали нас. Мне горько это признавать.

    Мне надоело гадать и ждать у моря погоды. Многие еще надеются на нас.

    Я бы не стал открыто публиковать это письмо, но есть люди, которые должны узнать причину моего решения.

    Это партийцы «Ата Мекена», потому что для меня партия – это не только лидер, а каждый из ее членов.

    Это 160 тыс. избирателей, которые голосовали за список «Ата Мекена» и за меня в том числе в октябре 2010 года.

    Это 30 тыс. избирателей, которые голосовали лично за меня на выборах 2000 года и 23,5 тыс. граждан, повторно поддержавших меня в 2005 году.

    Пусть они знают, что я не бросил однопартийцев в трудную минуту. Сегодня «Ата Мекен» во власти – в парламенте, правительстве и местных администрациях. Сейчас у партии достаточно ресурсов и влияния.

    Но пусть люди знают и то, что я не смирился с нынешней ситуацией. Я считаю, что:

    — Кыргызстану пора реально позаботиться о своей экономике, культуре, безопасности;

    — чтобы парламентаризм заработал, лидеры партий должны лично возглавлять правительство, а не отсиживаться в ЖогоркуКенеше;

    — парламент и правительство не должны прятаться за спиной президента, если у нас не президентская республика.

    — государству надо защитить граждан от кризиса в связи с закатом реэкспортной экономики и смягчить последствия от вступления в Таможенный союз.

    Все это заставило меня задуматься о том, какими должны быть будущий Жогорку Кенеш и будущее правительство, чтобы парламентская система в Кыргызстане принесла реальные плоды.

    Официально информирую, что мы с единомышленниками и соратниками начали строить новую партию «Биримдик-Единство».

    Мы считаем, что в нынешней ситуации лучшая политика – это экономика. Укрепив ее, мы получим возможность вкладываться в безопасность, образование, медицину, культуру, социальную защиту. Не стоит ограничивать жизнь общества одной политикой».

    Поделиться