Артур Медетбеков: За внешним затишьем политическая ситуация усложняется

Автор -
493

    Артур Медетбеков, сегодняшний лидер политической партии «Народно-демократическая партия Кыргызстана» (НДПК), заметен тем, что не пропускает знаковых политических событий. Интервью – это заявление. Формат не важен – важна позиция. Позиция отставного генерала, хотя генералы от безопасности отставными не бывают. Сегодня на политической арене страны явное затишье. Насколько оно обманчиво? Не дожидаясь обострения ситуации, мы решили сами задать ряд вопросов генералу, лидеру партии, политологу и активному гражданину. 

    Артур Капарович, давно замечено, что если случается какое-то политическое событие, то вы непременно выдвигаетесь на передний план. Если это действительно так, с чем это связано?

    Возможно, вы и правы, я стараюсь быть на передовой не столько во время ключевых событий, сколько при появлении важных, существенно значимых вопросов. Быть, присутствовать и доминировать – это девиз спецназовцев. Однако, к сожалению, иногда журналисты априори причисляют меня к участникам различных событий. В последний раз это было с ситуацией по противостоянию в Джеты-Огузском районе, к которой я вообще не имел отношения.

    А вы не считаете события в Джеты-Огузском районе значимыми?

    Они значимы, однозначно. Но носили, на мой взгляд, не совсем политический характер, а скорее экономический. Политическую окраску вопрос Кумтора принимает уже при перемещении внимания с периферии в центр. Все понимают, что эти события связаны с политическими амбициями некоторых представителей власти. Кто возьмет под контроль Кумтор, тот возьмет власть.

    Вы участвовали в парламентских выборах 2010 года. Как теперь можете оценить рейтинг НДПК среди других партий?

    Наша партия НДПК до сих пор действует. Мы постоянно проводим консультации со всеми политически значимыми силами, включая активистов гражданского общества. Из многочисленного состава политических партий большинство заморозило свои ячейки. Сейчас они во многом в «спящем» состоянии. Однако некоторые партии продолжают активную деятельность. Но, как говорят в шахматах, они сменили тактику открытой деятельности на закрытую. Так что судите о нас не по рейтингу, а по активности. Или партия есть, или ее нет на политической арене.

    А какую оценку вы дали бы партиям, которые играют главные роли на политической арене?

    Ничего нового я вам не скажу. Во-первых, это «продолжение рода» временного правительства, если можно так выразиться. Суд над «альфовцами» показывает, что нерешенные дела их преследуют до сих пор. Во-вторых, состав политических игроков тот же, и те же лица. Более того, сегодня мы имеем симбиоз ранее противостоявших друг другу различных сторон. Они, как вы знаете, не только делили других на акаевских и бакиевских, но и на север и юг. К сожалению, парламентаризм, которым они бравировали, стал вызывать больше сомнений, нежели надежды на решение политических проблем.

    Обществу обещали, что если свергнуть бакиевких, будет установлен парламентаризм. Но якобы установленный парламентаризм превратился в политическое уничтожение партиями большинства других партий оппозиции. По сути идет концентрация власти в руках тройки лидеров партий большинства с шельмованием и подавлением оппозиционных партий.  

    Так ведь речь идет об оппозиционных партиях, не попавших в коалицию большинства? Нельзя ли это оценивать, как слабость самих партий, изначально сформировавшихся в спешке к выборам 2010 года?

    Можно было бы согласиться с вашим тезисом, если бы не появилась новая инициатива дробления партий. Теперь в нарушение принципов партийного парламентаризма Жогорку Кенеш перетасовал состав депутатов так, что даже из партий, не попавших в коалицию большинства, прибирают своих приверженцев. Ломается вся система парламентаризма. Самое смешное, что уже внутри депутатского состава формируются новые партии. Вы думаете, народ этого не видит? 

    Но главное ведь результат? ЖК принимает законы. Недавно лидеры коалиции объявили о единой позиции по кандидатуре омбудсмена, например.

    Все, кто мало-мальски смыслит в политике, понимают, какой состав законов принимается, кем финансируется и поддерживается. Более того, сегодня, когда прошло уже три года, можно сказать, что ни одна из партий, победивших на выборах в октябре 2010 года, никогда не решит экономических проблем. Корни всех проблем – в экономике. По определению, политика – это сконцентрированное выражение экономики. А выборы омбудсмена – это фарс, своеобразное зеркало политической ситуации.

    Почему вы так считаете? Есть 54 кандидатуры, депутаты обещают вполне демократические выборы.

    Мне понравилось программное интервью, которое вам дал Омурбек Рыскелдиев. Оно было опубликовано на вашем сайте. Так вот, он точно определил, что омбудсмен призван искать и находить пробелы в законах, чтобы потом представлять их в Жогорку Кенеш для дальнейшего искоренения нарушений прав человека. А в составе 54 кандидатов есть депутаты именно от тех партий, которые открыто говорят, что победит именно их партиец. Спрашивается, что мешает им сейчас заниматься законотворчеством, направленным на сокращение тех самых пробелов в законодательстве, которые позволяют нарушать права человека? Ведь именно наиболее именитые депутаты из правозащитной сферы могли бы за три года уже выявить их в законах и внести на пересмотр. Так что речь идет не о защите прав человека через объективные выборы омбудсмена, а скорее о заботе об усилении собственных позиций. Речь идет о дальнейшей узурпации власти.  

    А разве как политик вы не понимаете, что это нормально?

    Даже как военный я понимаю, что это вполне нормально, «занял позицию – окапывайся». Но ты должен приносить пользу. Кто в истории был против грамотной власти или доброй силы? Но сегодня из-за нерешенности проблем в экономике политическая ситуация не проясняется, а только усложняется. Согласитесь, все это результат тех норм и законов, которые работают до сих пор. Так почему бы их не решать, внося нужные поправки в законы. Количество нарушений прав человека будет только расти, если не ликвидировать их на корню в сформулированной статье закона раз и навсегда. Так это один аспект. А сколько проблем у нас в обществе наблюдается? Тогда какая польза от 120 избранников народа? Тем более, если многие из них не ходят на работу…

    И все-таки, Вы считаете, что политическая ситуация может обостриться, или наоборот, мы вступаем в период постепенного урегулирования комплекса проблем?

    Это вопрос скорее риторический. Ответ на него очевиден для тех, кто сегодня живет в Кыргызстане. Важно, чтобы это понимали и те, в чьих руках сегодня власть. Ведь прислушиваться к мнению народа – одна из основных ее функций. Даже в парламентской республике.

    Поделиться