В вопросах экстрадиции экс-президента Бакиева «сделаны первые шаги навстречу друг другу». Интервью посла Беларуси K-News

Автор -

    В конце апреля Минск с официальным визитом посетила делегация МВД и Генпрокуратуры Кыргызстана, с целью экстрадиции экс-президента Курманбека Бакиева. Каковы результаты переговоров, чем сейчас занимается бывший глава Кыргызстана в Беларуси и что должно произойти, чтобы официальный Минск изменил свою позицию и выдал Бакиева, а также, как развивается торгово-экономическое сотрудничество двух стран и как Беларусь относится к вступлению Кыргызстана в ТС. Об этом в эксклюзивном интервью K-News рассказал посол Беларуси в Кыргызстане Виктор Денисенко.

    Виктор Александрович, каков на сегодняшний день товарооборот Кыргызстана с Беларусью?

    За годы независимости наших стран отмечается позитивная динамика роста товарооборота. В этом году исполнилось 20 лет со дня установления дипотношений между нашими странами, за эти годы товарооборот вырос более чем в 40 раз. Причем рост наблюдался даже в 2010 году, который был сложным для Кыргызстана, как в экономическом, так и внутриполитическом плане.

    Так, если в 2009 году товарооборот составлял $67,3 млн, то в 2010 году он достиг 93,7 млн. Наиболее результативным годом сотрудничества наших хозяйственных субъектов был 2011 год, тогда товарооборот достиг $227,2 млн, половину которого составили нефтепродукты – бензин и авиационный керосин.

    В 2012 году во взаимном товарообороте фигурировало 263 товарные позиции, из них 43 составили экспорт Кыргызстана в Беларусь. Основу белорусского экспорта составляла карьерная, грузовая и сельскохозяйственная техника, сахар и другие товары. В свою очередь кыргызской продукции было поставлено в Беларусь на сумму $12,5 млн. В основном, это радиаторы для предприятий машиностроительного комплекса в Беларуси, хлопковое волокно и шерсть.

    И это вдвойне приятно, поскольку развиваются кооперационные связи, в результате которых значительная часть белорусских тракторов является совместным продуктом Кыргызстана и Беларуси. А, как известно, белорусские трактора поставляются более чем в 100 стран мира.

    Полагаю, что основным механизмом развития наших торгово-экономических отношений является белорусско-кыргызская межправительственная комиссия. Она придает значительный импульс нашим отношениям. К сожалению, последнее ее заседание состоялось в 2008 году.

    Я надеюсь, что в ближайшее время мы все-таки сможем достичь договоренностей о проведении очередного заседания комиссии в Минске. Соответствующие предложения направлены в адрес кыргызской стороны. В ходе подготовки комиссии мы могли бы совместно проработать наиболее выгодные и перспективные проекты, позволяющие расширить и углубить наши отношения в сфере экономики.

    У нас пока нет каких-либо стратегических и геополитических целей в сотрудничестве с Кыргызстаном, но мы заинтересованы в реализации совместных долгосрочных проектов, которые успешно развиваются с вашими соседями – Казахстаном, Таджикистаном и Китаем. К примеру, в 2008 году мы приступили к практической реализации проекта по сборке тракторов «Беларус» в Бишкеке. Несмотря на актуальность этой темы для Кыргызстана, после 2010 года проект был заморожен. А ведь при грамотной маркетинговой политике расширение сборочного производства могло бы позволить выйти с готовой продукцией на рынки третьих стран. Кроме того, это еще и дополнительные рабочие места, налоги для наполнения бюджета.

    Такой подход также позволил бы Кыргызстану более эффективно участвовать в проектах, которые предлагают международные организации, например, такие как ФАО. В рамках своей деятельности они зачастую оказывают финансовое содействие в обеспечении необходимой техникой отдельных стран. При этом преимущество отдается тем, которые имеют собственное производство, пусть даже и сборочное. А свободных производственных площадей в Кыргызстане предостаточно.

    Пока же мы занимаемся прямыми поставками готовой продукции. Основным дилером по поставкам в Кыргызстан сельхозтехники — тракторов, зерноуборочных комбайнов, почвообрабатывающей техники, пресс-подборщиков — является ОсОО «Автомаш-Радиатор».

    Востребованность белорусской сельхозтехники подтверждается растущими из года в год объемами поставок. Только в 2012 году было поставлено более 500 белорусских тракторов, около 20 зерноуборочных комбайнов ПО «Гомсельмаш», поставлялось и сельскохозяйственное оборудование. В этом году ОсОО «Автомаш-Радиатор» стал победителем по линии турецкого гранта на 225 единиц техники, которая уже поступила в Кыргызстан.

    Важно и то, что экономическая политика ОсОО «Автомаш-Радиатор» направлена не только на увеличение объемов поставок, но и на подготовку специалистов в целях правильной эксплуатации и обслуживания поставляемой техники, а это повысит продуктивность и срок ее использования. В этой связи на регулярной основе проводятся обучающие семинары с привлечением специалистов заводов-производителей. Так, этой весной представители ПО «Гомсельмаш» (белорусский производитель сельхозтехники — прим. ред.) провели в Кыргызстане обучающие курсы по эксплуатации зерноуборочных комбайнов и другой техники данного белорусского производителя.

    Немаловажным фактором для кыргызских потребителей, в том числе не только сельхозтехники, является цена продукции и условия поставок. Представляется, что развитие лизинга в Кыргызстане является позитивным шагом правительства страны по разрешению проблемы обеспечения кыргызских сельхозпроизводителей необходимой техникой и оборудованием.

    Для нашей же страны вопросы борьбы за рынки сырья и рынки продаж также выходят за пределы экономических категорий и являются элементами национальной безопасности. Белорусское правительство постоянно ищет механизмы стимулирования увеличения объемов экспорта и освоения новых рынков сбыта. В этой связи важно создать приемлемые условия и для отечественного производителя и иностранного потребителя.

    Отдельные такие механизмы мы смогли использовать и в ходе сотрудничества с Кыргызстаном. Так, в рамках указа президента Беларуси «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» от 25 августа 2006 года мы поставляли и финансировали за счет «Беларусбанка» кыргызского потребителя. Выдавали кредиты до 3-х лет по льготным процентным ставкам в 4,9 % годовых для приобретения коммунальной техники, троллейбусов и лифтов.

    На таких же условиях прорабатывали возможность поставки необходимой мусоро- и снегоуборочной техники в количестве 23 единиц для мэрии Бишкека. Состоялось 3 тендера, единственным участником которого выступало белорусское предприятие ОАО «МАЗ». Однако по условиям кыргызского законодательства должно быть не менее 3-х участников. Не совсем понятен такой поход – мы даем выгодный кредит, мы единственные участники (ведь никому не запрещается участвовать), техника необходима городу, но почему-то эти тендеры становятся недействительными. Складывается впечатление, что при участии другого производителя он бы непременно стал бы победителем.

    Продолжается ли сотрудничество Кыргызстана и Беларуси в плане поставок муниципального транспорта, лифтов?

    Потребность Бишкека в лифтовом оборудовании из подменного жилого фонда, по озвученной информации, составляет примерно тысячу единиц. В годы Советского союза одним из производителей лифтов являлся ОАО «Могилевлифтмаш», сейчас это предприятие производит лифты по современным стандартам. В последнее время в Бишкеке было поставлено лифтов на сумму около миллиона долларов. В Кыргызстане у предприятия имеется дилер, но, к сожалению, лифты поставляются не в тех объемах, как бы хотелось.

    В этой связи мы прорабатываем разные подходы. В частности, руководство завода «Дастан» заинтересовалось вопросом организации сборочного производства лифтового оборудования на своем предприятии, где есть все условия, в том числе для дальнейшей локализации производства. Уже состоялись переговоры с представителями белорусского предприятия в Бишкеке. Я думаю, при взвешенном подходе сторон этот проект может быть вполне рентабельным. Также прорабатываем вопрос организации сборочного производства городского транспорта и коммунальной техники, не только для Бишкека, но и других городов Кыргызстана.

    Отмечу, что белорусские производители также готовы участвовать в тендерах на поставку троллейбусной техники на приемлемых условиях. Известно, что в них  нуждается столица Кыргызстан и город Ош и, скорее всего, другие города. Поэтому я приглашаю заинтересованных партнеров к деловому сотрудничеству.

    Кроме того, для наиболее успешного освоения рынков Беларуси ранее планировалось создать торговый дом Кыргызстана в Минске, но этот проект пока так и остался на словах. Мы планировали открыть и свой торговый дом в Бишкеке и от этой инициативы не оказываемся. Надеюсь, что рано или поздно мы вернемся к этим договоренностям.

    В одном из интервью независимый эксперт из Беларуси сказал, что «экономические отношения Кыргызстана и Беларуси не впечатляют. Поэтому белорусские власти не видят большой трагедии, если вдруг они ухудшатся». Означает ли это, что Беларусь не рассматривает Кыргызстан, как экономического партнера, и не видит в перспективе выгод для себя от вступления Кыргызстана в ТС?

    О состоянии торгово-экономических отношений и их перспективах я уже высказался выше. Так называемые «независимые эксперты» могут высказываться как угодно, ответственности за это они практически не несут. В наших двусторонних отношениях должен преобладать государственный подход. Наши страны связывают многие невидимые нити не только советского периода. Нельзя со счетов сбрасывать и человеческий фактор, традиционно дружественный характер отношений между нашими народами и странами. За всем этим стоят еще и судьбы людей, поэтому делать такие публичные заявления не совсем корректно.

    Кроме того, на сегодняшний день Кыргызстан и Беларусь являются активными участниками интеграционных объединений на постсоветском пространстве, таких как СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Позиции наших стран в этих интеграционных структурах во многом схожи, что подтвердили и итоги мероприятия по линии ОДКБ 27 мая текущего года.

    Безусловно, Таможенный союз и дальнейшее его преобразование — это наиболее тесное интеграционное объединение в рамках пока трех государств – Беларуси, Казахстана и России. Несмотря на раздающуюся и нагнетающую отдельными силами критику, он уже доказал свою состоятельность. Сделан ряд непростых шагов для его привлекательности и выгоды, в том числе и для расширения этого объединения. Вместе с тем, многое предстоит еще сделать, сохранив равноправность самих участников с максимальной защитой их национальных интересов.

    Относительно перспектив вступления Кыргызстана в Таможенный союз, замечу следующее. Многое зависит от самого Кыргызстана и его желания вступления в то или иное объединение. Для вступления Кыргызстана в Таможенный союз создана рабочая группа по формированию дорожной карты, в состав которой входят и белорусские специалисты. На основании уже вышеизложенного спекулировать в отношении «рассматривает или не видит в перспективе Беларусь выгод для себя от вступления Кыргызстана в Таможенный союз,» по крайней мере, неуместно. И спекулировать на эту тему не нужно – мы стратегические партнеры. Поэтому не нужно слушать никаких экспертов, независимо от ситуации мы всегда будем двумя дружественными странами и народами.

    В целом идея создания такого мощного интеграционного объединения с едиными подходами защиты своих интересов довольна привлекательна. Это даст емкость рынка в 200 миллионов населения, а также позволит координировать действия в экономике на благо наших граждан.

    Напомню, в 2010-2012 годах Беларусь неоднократно оказывала поддержку Кыргызстану в рамках международного формата. Для получения Кыргызстаном кредита от Евразийского банка развития мы урегулировали подходы по долговым финансовым обязательствам Кыргызстана перед Беларусью. Все зависящее от нас мы решили.

    Беларусь также поддержала членство Кыргызстана в Совете безопасности ООН от азиатской группы на 2011-2013 годы, членство в Экономическом и Социальном Совете ООН на 2013-2015 годы, членство в Межправительственном комитете ЮНЕСКО по охране нематериального культурного наследия. Разве все это не подтверждает нашу заинтересованность в расширении сотрудничества с Кыргызстаном? Конечно, мы хотели бы видеть и обратное движение в нашу сторону. Я думаю в ближайшей перспективе, мы сможем найти и углубить те точки соприкосновения, которые будут взаимовыгодны  обоим государствам.

    Говоря о перспективах торгово-экономического сотрудничества, ранее планировалось создание совместных предприятий по выпуску: зерновых кисломолочных напитков, переработке сухого молока в цельное, лекарственных препаратов, сборке сельхозтехники. Какие из этих планов уже реализованы, а какие нет и почему?

    На текущем этапе в Кыргызстане приоритетным является развитие горнодобывающей отрасли. У нас нет таких природных ресурсов, которые есть в Кыргызстане. Ранее мы прорабатывали с кыргызскими партнерами возможность совместной реализации двух-трех проектов в этой сфере с использованием белорусского экономического потенциала. Тем более такой опыт наша республика имеет с другими странами, можно привести в пример хотя бы Россию, Венесуэлу и Туркменистан. При взаимной заинтересованности в перспективе мы могли бы к этим вопросам вернуться.

    На сегодняшний день Брестский молочный комбинат Беларуси выпускает зерновые кисломолочные продукты по технологии, которая была перенята у Кыргызстана. Помимо этого, в Кыргызстане достаточно сырья для создания перерабатывающих предприятий и в этой связи мы могли бы поделиться опытом. И наработки такие имеются, их нужно только реализовывать. Есть надежда, что рано или поздно наши субъекты хозяйства, ведомства будут работать более эффективно и продуктивно.

    В 2011 году Беларусь посещал министр сельского хозяйства Кыргызстана, мы показали ему агрогородки, производственные мощности сельского хозяйства. В настоящее время Беларусь идет по пути создания крупно-товарного производства в сфере сельского хозяйства.

    Политика нашего государства в сельскохозяйственной сфере направлена на создание агрогородков, а это в первую очередь, строительство жилья со всей необходимой инфраструктурой, создание рабочих мест и закрепление населения в сельской местности. Там уже имеются специалисты, как из отрасли сельского хозяйства, так и учителя, врачи, социальные работники. За эти годы было построено 1,5 тыс. агрогородков. Есть нормативный документ, обязывающий сельхозпредприятия строить не менее 5 домиков приусадебного типа в каждом хозяйстве ежегодно.

    Мы пошли на это, потому что видим перспективы создания крупно-товарного производства в сельском хозяйстве, и мы из года в год наращиваем свой экспортный потенциал сельхозпродукции на внешних рынках. Только в 2012 году Беларусь экспортировала сельхозпродукции на $5,2 млрд. В ближайшее время планируем выйти на экспортные объемы до $7 млрд, при этом полностью обеспечивая свою продовольственную безопасность.

    Беларусь и Кыргызстан могли бы сотрудничать в сфере поставок пшеницы? Поскольку этот вопрос является больным для Кыргызстана.

    Я не специалист в сельском хозяйстве, но меня иногда удивляет зависимость Кыргызстана от внешних поставок продукции. Специалистам сельского хозяйства, а возможно и политикам, нужно посмотреть показатели Кыргызстана в советское время. В частности, статистику за 1987-1989 годы, когда Кыргызстан являлся лидером по сбору зерновых с гектара, иногда опережая даже Украину – житницу той великой страны.

    У Кыргызстана есть все, чтобы развивать сельское хозяйство: прекрасные климатические условия, орошаемые земли, которые еще не потеряны до конца. Конечно, их надо восстанавливать, для этого потребуется дополнительное финансирование, но есть усилия правительства и программа восстановления земель.

    С другой стороны, по моему мнению, больших перспектив от мелкотоварного производства ждать не стоит. И не потому, что сдача земель в аренду малоэффективна или фермер не трудоголик. Практика показывает, что на больших посевных площадях проще соблюдать севооборот и все технологии по обработке земли, а она все больше требует современных технологических подходов. И здесь должен быть государственный и научный подход, сегодня даже в высокоразвитых странах сельское хозяйство дотируется государством.

    Естественно, вопросы нужно решать комплексно, включая аккумуляцию финансовых средств на покупку удобрений, обработку земли. В настоящее время в Кыргызстане функционируют согласно средним данным 22 тыс. единиц тракторной техники, 90 % из них технически изношено. Рентабельность в сельском хозяйстве может быть решена при обеспечении техникой, соответствующим оборудованием и специалистами. В этой связи нужны агрономы, зоотехники и ветеринарные врачи, и другие специалисты.

    Когда-то у вас была одна из знаменитейших машиноиспытательных станций в Канте, откуда в советское время вышло 11 героев соцтруда – это даже для Советского Союза был единичный показатель. Это был своеобразный сельскохозяйственный полигон, таких было 9 или 11 во всем Союзе. Здесь занимались и селекцией, и испытанием техники, наработанный опыт которой мы применяем и используем в Беларуси. Несколько раз МИС в Канте посещали генеральные секретари КПСС Хрущев, Брежнев, Горбачев, а им, вероятнее всего, показывали лучшее.

    Сколько кыргызстанцев сейчас находятся в Беларуси и наоборот? Сколько белорусских граждан в прошлом году получили гражданство Кыргызстана, и какое количество добровольно вернулись на родину?

    В Беларуси по разным причинам в настоящее время находятся 200 граждан Кыргызстана. По данным статистики за прошлый год, 350 граждан Беларуси посетили Кыргызстан. На консульском учете посольства Беларуси в Кыргызстане сейчас состоят 32 человека. В 2012 году Кыргызстан покинули 100 семей этнических белорусов, которые, скорее всего, переехали в Беларусь на ПМЖ, в том числе 74 кыргызстанца получили белорусское гражданство или вид на жительство. Кыргызское гражданство представители Беларуси в прошлом году не получали. Следует отметить, что когда-то в Кыргызстане проживало около 60 тысяч белорусов. По разным причинам их осталось чуть более 2 тысяч.

    Как в настоящее время решаются консульские вопросы, с учетом отзыва посла Кыргызстана из Беларуси. Какие трудности испытывают обе стороны в связи с этим? 

    У нас никаких проблем нет, все консульские вопросы решаются в рабочем порядке. Что касается отзыва посла Кыргызстана из Беларуси, то это сугубо личное дело вашей страны. Вместе с тем, насколько я знаю, в 2012 году были отозваны послы не только из Беларуси, но и ряда других стран. Наверное, на это имелись свои веские причины.

    С моей точки зрения, роль посла Кыргызстана в Беларуси заключается не только в развитии двусторонних отношений – посол в Беларуси это еще и традиционно представитель Кыргызстана в Исполнительном комитета СНГ, где решаются наиболее значимые интеграционные вопросы в структурах СНГ. Также он является по совместительству послом в Латвии и Литве.

    Безусловно, отзыв посла из любой страны — не лучший вариант для углубления двусторонних связей и продвижения интересов своей страны. Учитывая наши исторически глубокие и дружественные связи, думаю, что в ближайшее время пробел будет заполнен, и мы услышим кандидатуру нового посла Кыргызстана в нашей стране.

    На днях в СМИ появилась информация о том, что Беларусь согласилась на переговоры по экстрадиции братьев Бакиевых, затем это сообщение было опровергнуто. Не могли бы Вы официально подтвердить или опровергнуть эту информацию и рассказать о результатах переговоров?

    Я не уполномочен по данной тематике, поскольку это не является прерогативой диппредставительства.

    Вместе с тем известно, что по инициативе кыргызской стороны на определенном уровне были достигнуты соответствующие договоренности. В развитие их представители Генпрокуратуры и МВД Кыргызстана посетили Республику Беларусь, где провели первый раунд переговоров с белорусскими коллегами по тем сложным проблемам, которые сегодня имеются. Вопрос находится в правовой плоскости и требует детального изучения. Предотвращая всякого рода спекуляции, замечу, что на это нужно определенное время.  

    Кроме того, в этом вопросе порой много недостоверной информации и спекуляций. А ведь это очень щепетильный вопрос, поскольку он затрагивает и международную правовую составляющую. Проблема может легче разрешиться внутри страны, но если она выносится на международную площадку, то должна быть представлена и изучена соответствующая доказательная база.

    Поэтому я не хотел бы комментировать эти вопросы в целом, но еще раз отмечу, что сделаны первые шаги на встречу и осуществляется совместная проработка этой проблемы. Убежден, что встречи и переговоры дадут наиболее позитивный результат, чем различного рода заявления. И политизировать этот вопрос вряд ли следует, его разрешением должны заниматься уполномоченные компетентные специалисты и структуры. Республика Беларусь всегда придерживается соблюдения своих международных обязательств.  

    Ранее белорусские СМИ писали о том, что экс-президент Кыргызстана Курманбек Бакиев получил белорусское гражданство, более того, якобы Александр Лукашенко трудоустроил его на военный завод. По вашим сведениям, чем в настоящее время занимается Курманбек Бакиев в Беларуси?

    Каких только сообщений я не наслушался в Кыргызстане, в том числе публикуемых и кыргызскими СМИ. У меня нет такой информации, что одним из белорусских заводов руководит ваш экс-президент Бакиева. Что касается, гражданства, я не владею информацией, скажу искреннее и честно, я даже не интересовался, получал он гражданство Беларуси или нет. Есть соответствующие структуры, которые обязаны знать это. То, что он проживает на территории Республики Беларусь, не является секретом, включая и информацию о том, кем и как принималось решение о его выезде из страны.

    Заключительный вопрос, что на Ваш взгляд должно произойти, чтобы официальный Минск изменил свою позицию и выдал Бакиевых Кыргызстану?

    Это не в моей компетенции, я уже говорил, что осуществлены первые конструктивные шаги в переговорном процессе. Кроме того, не хотелось бы обобщения вопроса «о выдаче Бакиевых». Такие заявления не совсем обоснованы, в первую очередь необходимо разобраться, кто в каких странах находится и почему.

    Вместе с тем, убежден и сегодня, что отъезд экс-президента Кыргызстана Курманбека Бакиева в нашу страну только способствовал стабилизации тогдашней сложнейшей внутриполитической ситуации. Решение президента Республики Беларусь Александра Лукашенко также было принято в этих целях, но сегодня отдельные кыргызские политики об этом почему-то не хотят вспоминать, делая соответствующие заявления. Да и к таким заявлениям нужно подходить более осторожно, потому что они, как правило, затрагивают двусторонние отношения между государствами и народами, а это налагает еще большую ответственность.

    Поделиться