Горнорудное дело Кыргызстана. Риски и ожидания

Автор -

Проблемы стабильного развития горнодобывающей отрасли в Кыргызстане во многом связаны с отсутствием информационной работы с населением, проживающим близ рудников. К такому мнению все чаще приходят специалисты. Показательным примером в этом плане является конфликт вокруг месторождения Андаш, который удалось погасить, проведя общественную экологическую экспертизу и 5 общественных слушаний. Жителей волновали остросоциальные вопросы, касающиеся пастбищных земель и воды. После ознакомления недовольных граждан с достоверной информацией, подтверждающей, что никакой угрозы землям и воде разработка месторождения не несет, конфликт был исчерпан.  

Посредником в этом процессе выступила общественная приемная, созданная в рамках трехгодичного проекта «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству», реализацией которого занимался Фонд Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Для нашей страны эта «Инициатива» оказалась знаковой, поскольку помогла выявить и обозначить системные проблемы на местах: проект работал преимущественно не в столице, а в селах отдаленных областей.  

Как это работает?

Первые экспериментальные общественные приемные по вопросам месторождений были созданы в 2003 году в трех областях республики для предупреждения конфликтов между местными жителями и разработчиками месторождений. Это своего рода связь между горнорудными компаниями, органами местного самоуправления и населением. Их основная цель – не только своевременное принятие жалоб от населения, но и проведение дискуссионных обсуждений по вопросам, связанным с разработкой месторождений. Кроме этого, граждан обучают тому, как правильно трактовать законодательную базу. На базе тех же приемных проводятся ознакомительные поездки на месторождения, формируются группы местных экспертов, которые помогают реагировать на обращения жителей. 

Так, по словам Абдылды Темирбердиева, руководителя одной из таких приемных, расположенной в Чон-Алайском районе Ошской области и существующей с конца 2012 года, к ним граждане порою обращаются целыми группами.

«В первый год к нам поступило 48 обращений, в 2013-ом году – 48, в 2014-ом – 35. Обращаются в основном по экологическим, техническим и экономическим вопросам. Информированность граждан очень важна. Если человек будет знать законы, он будем видеть и понимать, правильно или неправильно работает компания. Если все нормы закона выполняются, то жители будут говорить, что компания работает хорошо и дадут ей возможность функционировать», – рассказывает Абдылда Темирбердиев.

Одна из самых востребованных – Таласская приемная. Когда возникли проблемы с разработкой месторождения Андаш, за год в нее обратились порядка 600 человек, сейчас обращаются от 400 до 500 человек. Запросы, как устные, так и письменные, в основном касаются земельного права, использования пастбищ и воды.  

«Консультации меняют отношение и поведение населения, когда речь идет о деятельности горнорудных компаний. Так, если в начале нашей деятельности граждане грозились сжечь технику и не дать предприятиям работать, то после проведения консультаций, люди стали понимать, что все вопросы нужно решать путем переговоров, – говорит руководитель общественной приемной по Таласской области Гульнара Озбасарова. – Хотя ситуация и меняется в лучшую сторону: если бы горнорудные компании с нами работали, конфликтов было бы меньше. К нам обращались администрации Андаша и Джеруя, и совместная работа дала свои результаты. В случае с Джеруем мы провели обучение депутатов местного кенеша, консультируя их по поводу того, как отстаивать свои права на участие в тендерах, чтобы они знали условия договора и решали все вопросы мирным переговорным путем».  

В целом же, за два года работы общественным приемным удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки, системно развеивая мифы о страшных последствиях, которые якобы несет разработка недр, консультируя местное население по вопросам законодательства и выстраивая диалог между гражданами, проживающими в зоне разработки месторождений, и компаниями, которые ведут эту разработку. Как показала практика, большинство проблем, порождающих конфликты, возникали в головах сельчан, и причиной тому была банальная нехватка информации. Поэтому многие сложности отпали сами собой, когда эксперты общественных приемных разъяснили что к чему и привлекли местных активистов к посещению месторождений.

Задачи приемных, созданных ФЕЦА, тесно пересеклись с  задачами глобальной инициативы «Инициатива прозрачности добывающей отрасли», которая больше известна по аббревиатуре ИПДО. Поэтому, отвечая на вопросы граждан, специалисты немало рассказывали и об этом.

«Финансовая прозрачность компаний – это отдельный плюс», – считает руководитель секретариата ИПДО в Кыргызстане Карыбек Ибраев.

По его словам, добросовестные компании открыто идут навстречу и дают полный отчет по налоговым отчислениям, которые они делают в бюджет республики. 

«Сегодня Кыргызстан принимает активно участие в данной инициативе. Нужно отметить, что это международный проект, и мы участвуем в нем наряду с другими странами, что благотворительно сказывается на инвестиционном имидже республики. Сегодня, в Кыргызстане свыше 70 горнодобывающих и перерабатывающих компаний открыли информацию по налоговым отчислениям, которые они делают в бюджет страны. Это также позволят снять напряженность между обществом и инвесторами. Люди заходят в интернет на сайт и видят детальный отчет по финансам, видят, что эти деньги действительно поступают в казну, а не оседают в чьих-то карманах», – отмечает  Карыбек Ибраев.

Проект уходит, что будет дальше?

Трехгодичный проект ФЕЦА «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству» подошел к завершению. От других проектов, которые работали в этой сфере, «Инициатива» отличалась тем, что работа проводилась с местным сообществом напрямую и, в первую очередь, была нацелена на выяснение первопричины конфликтов.

«В 2011-12 годах информация, в основном, поступала либо от правительства, либо от самих горнорудных компаний, тогда как позиция народа не озвучивалась вообще. Но поскольку население – это мы, мы решили, что, если конфликты приобретают такие масштабы, значит, народ что-то действительно беспокоит. Не бывает такого, чтобы все были проплачены», – говорит исполнительный директор ФЕЦА Динара Мусабекова.

Первые исследования, проведенные  в 2012 году, показали, что на первое место вышли вопросы экологии. В частности, людей беспокоило то, что геологоразведка велась недалеко от их сел, пастбищ и источников воды. При этом жители сообщали, что ни компании, ни государство, не предоставляли им информации о возможных экологических рисках.

«Учитывая, что государству действительно выгодно развивать горнодобывающий сектор, провести работу по информированию населения нужно было в первую очередь, чтобы народ воспринимал развитие этого сектора, как флагман экономики. Однако государство не придало этому значения и в итоге получило кучу проблем. Те села, в которых мы внедряли пилотные инициативы, располагались вблизи золоторудных компаний, осуществляющих геологоразведку, а не добычу. Ясно, что на этом этапе экологии наносится минимальный урон, а значит, если бы государство предоставило населению информацию, то напряжения в обществе удалось бы избежать, и до конфликтов дело бы не дошло», – говорит Динара Мусабекова.

После проведения исследования, ФЕЦА приступил к проведению семинаров по повышению осведомленности населения в вопросах горнодобывающей отрасли, экологии и Инициативы прозрачности добывающих отраслей. Так, в обучающем семинаре по ИПДО приняли участие свыше 30 региональных НПО. А в рамках конкурса малых грантов было одобрено и поддержано 7 проектных заявок, направленных на вовлечение гражданского сектора в эти процессы.

Также были организованы информационные кампании для населения с участием предприятий, местных властей и государственных органов власти. В ходе встреч жители узнали, какие методы бурения существуют и применяются, какие экологические риски несут те или иные виды работ, какое влияние они оказывают на здоровье. После того, как население получило первичную информацию, люди поняли, что никаких двухголовых баранов возле рудников рождаться не может.

Однако, как и любой другой проект «Инициатива по прозрачному местному управлению и сотрудничеству» имела свои четко определенные сроки. Главная его задача – показать властям и обществу пути взаимного сотрудничества – достигнута. Очередь за правительством Кыргызской Республики, которое в идеале, должно стать правопреемником всего, что удалось достичь.   

«В правительстве понимают, что должен быть создан серьезный орган, так называемый координационный совет, который будет на постоянной основе обрабатывать оперативную информацию и вырабатывать превентивные меры, и для его функционирования нужно финансирование. На первых порах эту задачу могут взять на себя международные доноры, но потом государству придется изыскивать средства самому, – говорит Динара Мусабекова. – К нашей рекомендации прислушались, но пока создали альтернативу координационному совету –  совет консультативный. Он существует при Министерстве экономики, статус у него пониже и в него не входят представители силовых структур. Консультативный совет состоит из экспертов горнодобывающей отрасли, представителей министерств и ведомств и гражданского общества. Совет занимается выработкой рекомендаций по развитию горнорудной отрасли. Но это немного другая работа, она скорее аналитическая».

Смогут ли государственные органы, местное население и иностранные инвесторы столь же продуктивно сотрудничать в дальнейшем, покажет практика. По мнению руководителей проекта, для этого есть все необходимые предпосылки.

Поделиться