Найти наркотик за 60 секунд

Автор -
570

    «Иголка в стоге сена» — примерно так можно охарактеризовать расположение маленького пакета героина, каннабиса или опия, спрятанного наркокурьером в большегрузном автомобиле, железнодорожном вагоне, ручной клади или даже самолете. Задача таможенника на оживленном контрольно-пропускном пункте или аэропорту – в максимально короткое время обнаружить наличие и местоположение наркотика.

    Афганистан – мировой лидер по производству наркотиков, в частности опиумного мака. В конце августа 2008 Управление ООН по наркотикам и преступности (UNODC) опубликовало свой ежегодный доклад о производстве опиумного мака в Афганистане, в котором утверждается: «Еще ни одна страна в мире, кроме Китая середины XIX века, не производила столько наркотиков, сколько современный Афганистан». Посевы опиумного мака ежегодно увеличиваются и составляют 193 тыс. га.

    Кыргызстан не граничит со страной пуштунов и дари, но имеет общие границы с Таджикистаном и Узбекистаном. На севере, контролируемом правительством, производится лишь 20 % афганского опиумного мака. Но именно отсюда, из северных провинций Афганистана через территории наших южных соседей, а затем уже и по Кыргызстану проложены незаконные пути транспортировки наркотиков. Эксперты выделяют несколько маршрутов так называемого «северного маршрута», который транзитом лежит через кыргызстанскую часть Ферганской долины, дороги Ош-Бишкек, воздушных путей сообщения городов Ош и Бишкек, и даже из Таласской и Иссык-Кульской областей в сопредельный Казахстан. Ярким свидетельством стало недавнее задержание трех иностранцев, которые в тайнике большегрузной машины перевозили 125 кг чистого героина, возможно из Афганистана.

    Именно афганские и кыргызстанские таможенники явились целевой группой проекта «Усиление потенциала таможенных служб Кыргызстана и Афганистана», реализуемого ОБСЕ. Руководитель проекта Центра ОБСЕ в Бишкеке Салтанат Алибекова сообщила, что в Центре профессиональной и кинологической подготовки Государственной таможенной службы КР прошли обучение уже 136 кыргызстанских и 121 афганских таможенников.

    «С февраля 2014 года по март 2015 года Таможенный проект ОБСЕ организовал 8 учебных курсов для афганских таможенных офицеров и 1 курс для шести преподавателей из Таможенного департамента Афганистана. Курсы были разработаны и проведены совместно экспертами ОБСЕ, ГТС КР и преподавателями афганской национальной таможенной академии. Тематика образовательных курсов затрагивает вопросы обнаружения наркотиков, способы оценки рисков и инспектирования грузовых контейнеров и трейлеров, методику проверки документов, а также технику использования рентген-оборудования», — сказала Алибекова.

    ОБСЕ предоставила уникальную возможность ознакомиться с работой афганских таможенников в Центре подготовки ГТС. Сотрудники таможни, по случаю неофициальности мероприятия, были одеты в большинстве своем в национальную одежду – свободная длиннополая рубаха (перухан) и широкие штаны (камиз). Пушту резко выделялось среди речи местных журналистов.

    [attachment:103566]

    Офицеры-студенты показали журналистам процесс досмотра транспортного средства и водительского состава. В куртке у водителя «Мерседес Спринтер», кстати, был обнаружен небольшой пакет с героином, и в самой машине также были обнаружены наркотики.

     [attachment:103567]

    Журналистам разных СМИ была предоставлена возможность попробовать свои силы в поиске сокрытых имитаторов незаконно-провозимых наркотических средств в автомобиле, вагоне и самолете.Корреспондент K-News один из первых вызвался найти пакет с героином. В числе двух других журналистов я приступил к поиску имитатора наркотика в автомобиле УАЗ-452, в народе названного «Таблетка».

    [attachment:103568]

    Времени было отпущено буквально две минуты. За эти две минуты, после хаотичного и судорожного осмотра, в салоне машины мы не обнаружили ничего подозрительного. Хотя, как выяснилось, автомобиль был буквально напичкан имитаторами наркотиков. Пакеты были спрятаны в сиденье автомобиля, в пакете с машинным маслом, под приборной доской и в других местах. Простой обыватель никогда не станет искать там, где ищет сотрудник таможни. А ведь это был простой автомобиль!

     [attachment:103569]

    «Из-за вопросов безопасности, инспектор таможни никогда не придет с отверткой в самолет и не станет разбирать его по частям. Поэтому досмотр ведется в салоне и кабине пилота. Было много случаев, когда члены экипажа являлись контрабандистами. Перевозят на себе, в туалете, на полках. Самолет находится на земле в среднем три часа. Поэтому для самолета или вагона применяется служебная собака», — рассказал журналистам один из американских тренеров ОБСЕ.

    Афганские таможенники после инструктажа и осмотра самолета дали интервью журналистам.

    «У нас нет точной статистики, сколько наркотиков переходит афганско-таджикскую и афганско-узбекскую границы и дальше следует по территории Кыргызстана. Но обнаруживаем очень много. Если это есть граница, то есть и контрабанда. Многие годы была война, и в течение этого времени граница была ненадежна, контрабанда беспрепятственно вывозилась из Афганистана. Путей и методов вывоза наркотиков много. Это борьба бесконечная. Мы находим их способы, и они сразу меняют методики. Сейчас нашими донорами по оснащению таможенной службы являются многие страны и организации. Примерно 48 стран помогают Афганистану в развитии. И сегодня здесь в Кыргызстане мы получили дополнительные навыки, произвели обмен опытом», — рассказал K-News офицер афганской таможни Нияз Муххамад Ахмадзай.

    Руководитель программы Салтанат Алимбекова отметила, что в рамках проекта будут проведены еще два курса для афганских таможенников в Бишкеке.

    «Это было политическое решение, которое было принято в 2009 году в связи с политической ситуацией в Афганистане. Руководство ОБСЕ приняло решение, что необходимо поддержать афганскую таможенную службу. Поскольку мандат ОБСЕ не распространяется на Афганистан, то с любезной поддержки правительства Кыргызстана было принято решение о проведении совместного проекта на базе в Бишкеке», — сказала Алимбекова. 

    Поделиться