Осенью в Кыргызстане возможно снижение цен на ГСМ

Автор -

    Осенью в Кыргызстане возможно снижение цен на ГСМ, при этом до конца августа цены могут подняться на 3-7 % на некоторые виды топлива. Такие данные привели в отделе информационного обеспечения Аппарата правительства по итогам совещания премьер-министра Джоомарта Оторбаева с представителями профильных ведомств и организаций по ситуации с повышением цен на горюче-смазочные материалы.

    Глава кабинета министров отметил, что динамика некоторого роста цен на ГСМ вызывает тревогу у населения.

    «Нам необходимо тщательно проанализировать, что происходит с ценами, и влияние роста на социальную сферу. У нас идет уборка урожая, вопрос с ГСМ становится наиболее актуальным и острым. Также нужно сделать определенные прогнозы на будущее», — сказал Оторбаев.

    Кроме прочего, Оторбаев поручил усилить пограничный и таможенный контроль над вывозом и ввозом ГСМ в страну и из страны, а также продолжать работу по сдерживанию цен.

    В ходе совещания стало известно, что главным фактором скачка цен в июле 2014 года стала аварийная остановка производства на Ачинском НПЗ в Красноярском крае. И хотя данный завод не является поставщиком нефтепродуктов в Кыргызстан, произошедшая в середине июня авария привела к выпадению 600 тыс. тонн ГСМ с внутреннего российского рынка. Более того, часть заводов сократила производство в связи с проведением плановых ремонтных работ. В результате образовавшегося дефицита резко повысились отпускные цены на других заводах, в том числе на тех, что снабжают топливом республику.

    В связи с аварией российская сторона была вынуждена принять дополнительные меры по бесперебойному обеспечению топливом собственных потребителей, в том числе в рамках северного завоза. Выпадающие объемы нефтепродуктов замещаются за счет увеличения поставок с других заводов, включая Омский и Орский НПЗ, которые являются основными производителями топлива для КР.

    В то же время сыграл свою роль и сезонный фактор, когда весной-летом растет экономическая активность населения и бизнеса, увеличивается потребление ГСМ и соответственно повышается цена топлива.

    Кроме того, на повышение стоимости нефтепродуктов повлияли цены на нефтяное сырье. На переработку поступила подорожавшая в мае-июне до $114 за баррель нефть, что также сказалось на себестоимости выпускаемых нефтепродуктов.

    Несмотря на рост июльских отпускных цен до 20 %, нефтетрейдеры Кыргызстана поднимали цены постепенно, благодаря наличию запасов ГСМ, закупленных ранее по более низким ценам.

    По сообщению Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, в течение августа цены на социально значимые виды топлива — АИ-80 и дизтопливо — будут сохранены на текущем уровне. По остальным маркам возможно постепенное повышение от 3 до 7 %.

    Вместе с тем, в ходе совещания было отмечено, что на социальные виды нефтепродуктов такие, как дизельное топливо, по требованию антимонопольного органа до сентября 2014 года дальнейшего роста не ожидается. Что касается марки АИ-80, то в третьей декаде августа возможен небольшой рост. Цены на бензин марки АИ-92, в связи с повышением отпускных цен российских заводов, с 16 августа поднялись на 70 тыйынов. Цены на остальные виды ГСМ остаются прежними.

    В дальнейшем с приходом осени также ожидается стабилизация отпускных цен в России. По словам Медетбека Керимкулова, снижение стоимости топлива прогнозируется в течение сентября-октября, так как в это время традиционно начинает падать спрос на ГСМ, также на этот период запланировано завершение ремонта на ряде НПЗ. На основании данных прогнозов в ближайшие месяцы (сентябрь-октябрь) можно ожидать снижения либо сохранения на текущем уровне розничных цен на ГСМ в КР.

    Во время совещания главу правительства также проинформировали о том, что проблема с ростом цен на ГСМ затронула не только КР, но и соседние страны.

    Так, в Казахстане из-за дефицита нефтепродуктов отдельные АЗС ограничивают отпуск ГСМ в одни руки и переходят на талонную систему обслуживания.

    В Таджикистане цены на ГСМ повышались 4 раза за последний месяц, в результате топливо подорожало с 14 до 20 центов (на 7-10 сомов). В Узбекистане также ощущается дефицит нефтепродуктов, особенно дизельного топлива, цена которого достигла 3 тыс. 500 сумов или $1,50 за литр. Таким образом, ситуация с нефтепродуктами в стране лучше, чем в соседних государствах. В этой связи возможны попытки перевозки нефтепродуктов в соседние страны.

    По итогам совещания Оторбаев поручил усилить пограничный и таможенный контроль над вывозом и ввозом ГСМ в страну и из страны, а также продолжать работу по сдерживанию цен.

    Поделиться