Затаившаяся смерть

Автор -
1310

Как известно, 17 апреля на окраине высокогорного баткенского села Зардалы подорвались на найденном взрывном устройстве сразу 6 ребятишек, двое из которых, увы, не выжили…  И это ЧП вновь актуализировало вопрос усиления мер по обеспечению безопасности в Баткенском крае, где многие хребты и отроги до сих пор хранят смертоносные «сюрпризы», оставшиеся после печально известной «горной войны» 1999-2000 годов против головорезов из ИДУ.

По предварительной версии, дети из Зардалы нашли осколочный снаряд от подствольного гранатомета ГП-25, обычно используемый в комплексе с различными модификациями автомата «Калашников».

Юго-западные земли КР входили в состав Ошской области до драматических событий августа – октября 1999 года.

Именно после изгнания боевиков Исламского движения Узбекистана, ранее малоконтролируемые и редко посещаемые даже жителями юга горы и веси площадью почти 18 тыс. км обрели статус новой, седьмой по счету, области Кыргызстана.

Протяженность территории Баткенской области с востока на запад – примерно 350 км, с севера на юг — 100 км. Появление этой территориальной единицы должно было усилить общий административный контроль в регионе и на границах с сопредельными республиками. Но, увы и ах…

Сегодня Баткенская область включает в себя три района — Баткенский, Кадамджайский, Ляйлякский, четыре города — Баткен, Кызыл-Кия, Сулюкта, Исфана. А также массу айылов и кишлаков. Число баткенцев уже превысило 440 тыс. душ. 

Край сей граничит с 9 районами Таджикистана и 6 районами Узбекистана. Кроме того, на территории Баткенской области имеется три густонаселенных иностранных анклава — Сох, Шахимардан, Ворух. Плюс несколько мелких, а также тьма спорных участков, где с трудом продолжается процесс демаркации и делимитации, как и бесконечные правительственные заседания по пограничным вопросам. Зачастую неурегулированность вопросов с проблемными пастбищами, карьерами, нефтегазовыми месторождениями, водоканалами и трассами приводят к стычкам с населением и военнослужащими прилегающих стран, к нелепым боестолкновениям и жертвам.

Чересполосица здесь жуткая: тысячи жителей соседних государств, постоянно курсирующих туда-сюда, толпы беженцев с Памира и нелегалов из Афганистана. Прибавьте сюда трансграничный криминал и наркотрафик, коррупцию и неизжитые еще межклановые противоречия, нищету населения, социальную напряженность, плюс массу других вопросов, и вы поймете, сколько проблем в одной упаковке «подарила» природа и история древней земле Баткена…

Не забывайте про активизацию  религиозных фанатиков и джихадистов, «экспорт» боевиков в Сирию и другие горячие точки…

Дошло до того, что, не сумев за все эти годы как следует укрепить потенциал Баткенской области, депутат ЖК Назарали Арипов даже предлагал прошлым летом расформировать область, при этом Баткенский и Ляйлякский районы перевести в прямое подчинение правительству. А нардеп Курмантай Абдиев высказался за присоединение Кадамджайского района к Ошской области.  

Один из самых «крутых» особняков в Зардалы, в селе, которое проще  назвать летовкой. Людей здесь мизер, примерно 60 человек. Захваченный боевиками ИДУ отдаленный кишлак был полностью под их контролем летом-осенью 1999 года, превратившись в основную базу бородатых партизан.

Одна из проблем Баткенской области – наличие в горах скрытых арсеналов, которые бородачи из ИДУ надеялись вытащить из тайников и пустить в ход при новых рейдах. А также остатков вооружения кыргызской армии, оставшихся после боевых действий.

Согласно официальным данным, с 2001 года  только на Баткенском направлении военнослужащими ГПС КР было обнаружено 10 единиц оружия (винтовки, пистолет), мины — 15 шт., гранаты — 11 единиц, РПГ — 3 единицы, 7 авиабомб «ФАБ -90», более тысячи единиц боеприпасов разного калибра, а также взрывчатые вещества.

Однажды мне довелось участвовать вместе со спецгруппой Баткенского УВД в двухдневном восхождении на высокогорный участок в поисках секретного арсенала боевиков. Ранее находки обнаруживались в местности Кишемиш, Итияз, Капа и т.д.

Мы взяли полные рожки к Калашникову, несколько обойм к пистолетам Стечкина и Макарова, камуфляж, спальные мешки, сухпаек, заполнили баки двух автомашин «Нива». Путь неблизкий — на перевал Бель и дальше, где высота — от 3000 метров и выше. Цель — район урочищ Суук-Сурлук и Чаар-Таш.

У уничтоженных террористов в ходе Баткенских событий  была масса оружия, включая выстрелы к базукам.

…В августе 2001 года, получив оперативную информацию от своих источников об обнаружении очередного схрона, сотрудник ГУУР МВД Асылбек Шагамурзаев с коллегами из сводного отряда милиции прибыли на место и вскрыли его. На свет извлекли груду китайских патронов от АКМ, батарею минометных снарядов и гранатомет «Муха». В том труднодоступном месте оставалась еще пара схронов. Но из-за разыгравшейся непогоды повторное восхождение решено было отложить на следующий год. К сожалению, коварная судьба распорядилась иначе — 15 февраля 2002 года майор Шагамурзаев, преследуя подозреваемого на автомашине, разбился. Нашей задачей было завершить поиски, начатые офицером. И тем самым отдать дань его памяти.

Наконец, добираемся до стоянки чабанов, ночуем там и с утра начинаем поиски. В искомой точке находим развороченную яму со следами гари. Осколки снарядов впиваются в подошвы кроссовок. Выяснилось, что местные жители, опасаясь того, что до тайника доберутся его хозяева, обложили схрон сухостоем и… подпалили. Взрыв разнес все в клочья. Теперь одна воронка да остатки смертоносного металла вокруг.

Проблема в том, что местные не всегда сообщают в органы о своих находках. Нередко охотники-мергенчи самолично курочат снаряды и патроны в поисках пороха — штуки в горах весьма дефицитной.  

Среди конфискованного у бойцов ИДУ были даже «мины-лягушки» НАТОвского  образца.

В местности Орунбашы бывшая сельская учительница Марал эже жаловалась: «По всей округе то и дело натыкаешься на непонятные железки с военной маркировкой. Боимся к ним детей подпускать. Вдруг взорвется? Пару таких болванок я уже выбросила в речку». Спускаемся к реке Кенеш. Через полчаса поисков выуживаем ствол зенитного снаряда с хвостовым оперением, затем еще несколько подобных снарядов, у некоторых сохранились стабилизаторы…

Удаленные урочища Баткена до сих пор хранят опасные тайны…

Через полчаса двое местных пацанов  указали нам еще одну лощину, где лежат «во-о-от такие штуки», и разводят руки в ширину. Становится понятным, что для прочески  местности и обезвреживания всех потенциально опасных боезарядов сил нашей спецгруппы явно недостаточно. Потребуются саперы, миноискатели, щупы. Ведь, по большому счету, находка схрона — это превентивное и негласное разоружение бандформирований.

Силовики КР форсируют подготовку и практические тренинги инженерных подразделений, особенно саперов. Все правильно – береженного Бог бережет.

Между тем стало смеркаться. Погрузив наиболее ценные вещдоки в багажник, мы двигаемся в обратный путь. Несмотря на усталость, все были удовлетворены. Мы завершили часть дела, начатого майором Шагамурзаевым… А через несколько дней состоялось торжественное открытие Таянского поселкового отделения милиции, которое будет теперь носить имя погибшего героя Асылбека Шагамурзаева.

Поделиться