Петр Черняк: Патент 139,121, или Джинсы, больше чем штаны

Автор -
640

Есть такая распространенная притча. Три великих открытия, которые совершили евреи. Колумб открыл Америку, Эйнштейн – теорию относительности, а Леви Стаусc в конце 19 века сшил первые джинсы. Это шутка, но в ней намек на то, чем для человечества стали рабочие штаны из парусины цвета индиго.

Правда и небылицы из истории джинсов (компиляция из www)

Предание гласит, что родители Леви Страусса были евреями, прибывшими в Германию на Баварскую землю из Западной Украины. В 1829 году у работящих эмигрантов появился на свет мальчик Лёва — Леви по-местному. Не выдержав очередных нападок местных жителей, старшие братья Лёвы отправились пытать счастье в Новый Свет. Там, в Америке, братья нашли пристанище в небольшом городке Нью-Йорк. Они открыли свое дело-снабжали фермерские семейства Нью-Джерси чулочно-носочной продукцией.

Заработав у братьев небольшой капитал, 24-х лет от роду Леви уезжает в Сан-Франциско, где продолжает дело своего отца. Здесь стоит упомянуть одного постоянного клиента из штата Невада — портного по фамилии Якоб Девис. Он как-то рассказал Леви, что долгое время шил штаны из кожи, но клиенты жаловались на жару и опрелости. Тогда-то и решил Якоб заменить кожу на прочную хлопковую ткань из Генуи (Genes, что на американский манер читается как ‘Джинс’). Якобы именно в итальянском городе Генуя в XVI веке впервые было соткано полотнище, состоявшее из плотных продольных белых нитей и более тонких поперечных, окрашенных в темно-коричневый цвет. К посланию Якоб приложил несколько экземпляров своего изобретения. Леви поразмыслил и предложил портному свою спонсорскую поддержку, взамен которой Девис должен взять его в компаньоны. 20 мая 1873 года компаньоны получают патент на производство “рабочих комбинезонов на бретелях с карманами для ножа, денег и часов”. Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов. Через семнадцать лет обнаружилась небольшая проблема: под тяжестью добытых золотоискателями самородков рвались карманы комбинезонов. Тогда Якоб предлагает Леви проклепать карманы заклепками для конской сбруи. Компаньон портного предложил не останавливаться только на карманах, а заклепать для пущей прочности и ширинку. Нововведение понравилось старым клиентам и привлекло новых среди лесорубов, фермеров и пастухов. В 1900 году появляется знаменитый лейбл, где две запряженные лошади безуспешно пытаются разорвать легендарные штаны.

Джинсы, как протест

До СССР “джинсовая мода” докатилась фактически только в 70-х годах двадцатого века. Хрущевская оттепель к тому времени менялась в сторону ужесточения противодействия буржуазному влиянию. Джинсы стали своеобразным символом движения хиппи с Вудстоком и Битлами, со всем тем, с чем коммунистическая идеология не могла смириться. Да, был период, когда джинсы были формой протеста, своеобразным атрибутом мелкого диссидентства. Носили их только те кто мог себе это позволить по идеологическим (плевать на комсомол) и экономическим (цена средней зарплаты) соображениям. Но был период, когда наличие выцветших голубых штанов значили в общественном понимании больше, чем сегодня крутая иномарка, подаренная чиновником-папашкой. Но времена протестно-престижной символики миновали вместе с почивши в бозе Советским Союзом. Теперь рулит гламур, который своей глобальностью со скоростью раковой опухоли завоевывает континенты.

Культ планетарного масштаба

Джинсы остаются актуальными во всех тенденциях моды последних 40-50 лет. Феномен этот можно объяснить только одним обстоятельством – удобством, которое в своей простоте принято всем миром. Джинсы Леви Страусс сегодня не доминируют остатками своего монополизма столетней давности. Постепенно появлялись другие бренды, которые набирали очки в “мировых джинсовых войнах”. Не станем увлекаться современными рейтингами, ибо материал этот не коммерческий , а скорее исторический — дань событию почти полуторавековой давности. Удивительное дело, что при самых строгих канонах в одежде, джинсы позволяют любую комбинацию. От шлепанцев и кроссовок, до дорогих галстуков на шелковых рубашках. И современный стиль все это приемлет. Получается, что изобретение Леви Страусса стоит как бы над модой. И представьте себе, мода “это вынуждена терпеть”!

Гармония

Пару недель назад на каналах местного телевидения повторялся сюжет. Студентки Ошского Государственного университета выступили с инициативой: они хотели посещать занятия в национальных костюмах. Нашли модельера, пошили симпатичные платья в национальном стиле, и ходят в них в свой университет. Авторы сюжета пытались проанализировать ситуацию на предмет хорошо это или плохо. Нам интереснее другое. Когда камера “отъехала” от группового портрета, стало видно, что большинство девушек в джинсах! И никаких противоречий между национальным и глобальным. В принципе такую картину можно наблюдать и в Дубае, где джинсы иногда выглядывают из-под чадры, и в Дели голубые штаны международного покроя оказываются нижней частью от сари. По крайней мере, наш мир в одежде уже очень демократичен, и джинсы в этом процессе оказались главной деталью.

Поделиться