Жогорку Кенеш VI созыва: Партия-сюрприз и партии-центристы

Автор -
661

Накануне в Кыргызстане прошли парламентские выборы в Жогорку Кенеш VI созыва. 7%-ный порог преодолели 6 партий – СДПК, «Республика-Ата Журт», «Кыргызстан», «Онуугу Прогресс», «Бир Бол» и «Ата Мекен».

Самые честные выборы

Власти назвали прошедшие выборы самыми честными и прозрачными благодаря первому применению новых технологий и биометрических данных граждан. Такое же мнение выразил ряд общественных и международных организаций.

Политологи страны считают, что результаты выборов были вполне предсказуемыми, однако «сюрпризы» избирателей все же ожидали.

«Думаю, что итоги были достаточно предсказуемыми, потому что те фавориты, которые были заранее известны в предвыборной гонке, они прошли. Речь шла о 6-7 партиях, которые пройдут в парламент. Это партии, которые уже имеют свой электорат, материально-технические возможности. Единственная неожиданность – это то, что на третьем месте оказалась партия «Кыргызстан». С одной стороны это партия-сюрприз, а с другой стороны кандидаты этой партии уже имели собственный электорат, они давно работают в политике, бизнесе. Хотя сама партия очень молодая, поэтому никто не ожидал третьего места. Это как в 2010 году было с партией «Ар-Намыс», от нее никто не ожидал, что она будет на третьем месте. Видимо, третье место занимают партии-сюрпризы», — отметил политолог Игорь Шестаков.

Эксперт Марс Сариев также отметил, что его ожидания оправдались, за исключением отдельных партий.

«Я думал, что «Бутун Кыргызстан Эмгек» может побороться за места с «Бир Болом» или «Кыргызстаном». Я также ошибся по «Ата Мекену», я думал, что партия займет позицию повыше. Но в целом объективная картинка. То, что партия СДПК не набрала большого процента голосов, тоже свидетельствует о том, что все-таки процесс стал более объективный. Этому способствовала биометрика, этому способствовала позиция президента, каруселей и грубых нарушений не было.

Я воочию не видел административного ресурса, но я читал в социальных сетях мнение общества о применении админресурса. Это неизбежные издержки, потому что это партия власти, и как бы не запрещали, все равно механизм остается, и старая номенклатура будет работать по старинке в регионах, на местах. Админресурс большой роли все равно не сыграл, потому что не было массовых вбросов, «каруселей», массовых подкупов. Это очень большой прогресс. Мы потихонечку движемся к нормальной парламентской стране, к нормальным партиям», — считает Сариев.

Фракция «Ата Мекен» останется одна в оппозиции?

Оба политолога считают, что в коалицию большинства войдут 5 фракций, все, кроме атамекеновцев.

«Состав коалиции, я думаю, тоже достаточно предсказуем. Это будут СДПК и «Кыргызстан», политические партнеры, это «Онугуу-Прогресс», которая делает ставки на реальный сектор экономики, которую больше интересует улучшение аграрного потенциала, чем политические преобразования. Не думаю, что в оппозиции останутся «Бир Бол» и Республика-Ата Журт», потому что у обеих партий программа экономических преобразований, и сложно представить реализацию этих программ в окопах парламентской оппозиции. Я думаю, партии будут договариваться по вхождению в коалицию. Если партия «Республика-Ата Журт» не сможет влиять на формирование правительства, то все ее обещания окажутся пустыми словами. Омурбек Бабанов обладает достаточно высоким уровнем договороспособности, он это продемонстрировал в 2010 году. Поэтому я считаю, что коалиция может состоять из 5 фракций. А партия «Ата Мекен», раз уже провозгласила себя оппозиционером, то пусть выполняет этот долг до конца», — отметил Шестаков.

Он также отметил, что прохождение в парламент «Ата Мекен» может считать большим счастьем, поскольку итоги и прошлых выборов, и этих выборов показали, что поддержки у чисто политического проекта среди населения намного меньше, чем у партий, выступающих за экономическое развитие. Политолог также выразил мнение, что эти выборы могут оказаться последними парламентскими выборами в истории «Ата Мекена» из-за потери электората.

«То, что «Ата Мекен» еле прошел в парламент, а «Ар-Намыс» вообще не прошел, свидетельствует о том, что общество меняется, потихонечку отказывается от старых политиков. Последняя партия не вела работы все эти годы, все было пущено на самотек, а электорат был растаскан другими партиями. В новом парламенте реальных идейных оппонентов и радикального противостояния нет, в целом собрались партии-центристы. Даже партия «Ата Мекен», которая сейчас явно будет в оппозиции в единственном числе, не является ярко выраженной оппозицией правящей партии. Остальные партии войдут в альянс. Идет подготовка к президентским выборам, поэтому политики будут добиваться своих целей. Все партии договороспособны», — отметил Марс Сариев.

Игорь Шестаков также отметил, что все партии способны достичь определенных договоренностей, но возможны и испытания во время формирования нового кабинета министров.

«Эти выборы коренным образом отличаются от выборов 2010 года. Тогда на выборы шли сторонники 7 апреля и оппоненты 7 апреля, и было немного центристов. Сейчас те партии, которые прошли в парламент, являются партиями-центристами. Ключевым испытанием для этого парламента будут выборы премьер-министра и формирование правительства. Вот тут возможны и интриги, и торги, и какие-то столкновения взглядов и позиций. Но дело в том, что экономическая ситуация в стране достаточно сложная, у парламента нет времени заниматься торгами за установление контроля. Поэтому парламент должен быстро определиться с коалицией, с правительством, потому что нас ждет суровая в экономическом плане зима. Я надеюсь на их разум и инстинкт самосохранения элиты, чтобы они не допускали социальных взрывов», — сказал политолог.

Марс Сариев также отметил, что споров среди новых парламентских фракций, скорее всего, не будет, подчеркнув, что кардинально новых сил в новом созыве избиратели не увидят.

«В целом этот парламент качественно, конечно, лучше. Но нам хотелось, чтобы пришли новые силы, а не вкрапления новых лиц. Новая волна интеллигенции не способна объединяться, бороться, нет финансовой базы, поэтому в парламент пришли старые силы. Мы сейчас находимся в серьезном экономическом кризисе, и нужно принимать яркие, нестандартные решения. Но у нас такого прорывного революционного изменения не произошло. Мы не Грузия, и объективная картинка общества отразилась в парламенте. Я не думаю, что будут коллизии между новыми парламентариями», — считает Сариев.

Оставшиеся за бортом

Лидеры не прошедших в парламент партий в этот раз громких заявлений о нелигитимности выборов пока тоже не делали и не оспаривали итоги выборов, что раньше являлось обычным явлением в поствыборные дни.

«Возможно, будут возмущения по каким-то процентам, но я не вижу массовых митингов и недовольств. Такой расклад предсказывался, единственный момент — «Бутун Кыргызстан Эмгек» мог пройти, партии не хватило совсем чуть-чуть голосов. Я не думаю, что эта партия будет протестовать. Если бы на ее месте оказались «Ата Мекен» или «Бир Бол», я бы сказал, что могла бы сложиться новая революционная ситуация», — сказал политолог Марс Сариев.

Лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов, который в этот раз не смог преодолеть барьер в 7%, отметил, что выборы в целом прошли честно и применение биометрии и автоматических считывающих урн себя оправдало.

«Но речь идет только о технической стороне вопроса. Что касается самой избирательной кампании, то она была беспрецедентной по масштабам массовых подкупов избирателей. Также есть серьезные основания говорить о том, что открытие дополнительных избирательных участков было сделано не случайно: на них было подвезено большое количество молодых людей и военных, которые «стойко» выстояли в многочасовой очереди. На других участках тоже были очереди, в том числе, и по причине подвоза людей на автобусах, но зачастую они возникали из-за технических сбоев аппаратуры. По этой причине, кстати, голосование в ряде мест прошло с использованием обычных урн. Понятно, что результаты по ним также заранее были известны. Но мы на них решили «закрыть» глаза. Просто надо сделать выводы и на следующих выборах их не допускать», — сказал Кулов.

Он пожелал удачи прошедшим в новый парламент партиям, отметив при этом, что свои обещания выполнить им будет не просто. Политик пообещал, что «Ар-Намыс» «будет наблюдать, критиковать и предлагать лучшие решения», отметив, что для партии «все только начинается и еще неизвестно кому повезло больше».

Поделиться