Понять и упростить

Автор -

Правительство приняло сразу несколько решений, которые эксперты оценили как «существенные шаги навстречу бизнесу», и которые предприниматели ждали в течение многих лет.

Значительное облегчение почувствует малый и средний бизнес — те, чей годовой оборот не превышает 30 миллионов сомов. А таких в нашей стране 98 процентов. Для них, а также для некоммерческих организаций, количество налоговых отчетов и платежей будет сокращено в 4 раза. На практике это означает, что ездить в налоговую будет достаточно раз в квартал, что позволит бизнесменам существенно сэкономить время и деньги.

«Было проведено исследование и выяснилось, что малые предприятия тратят в среднем 5-6 % своей выручки на формирование и сдачу отчетов. В рамках страны, я думаю, экономия на том, чтобы реже сдавать отчеты, будет исчисляться миллионами сомов, а то и долларов», — считает президент Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева.

Особенно выгоду от упрощения администрирования ощутят предприниматели, работающие в регионах. Для них каждый визит в налоговую — это поездка в райцентр, зачастую за сотню-другую километров. При том, что требования к отчетности очень строгие, и опоздание с отчетом даже на один день чревато штрафом в пять тысяч сомов — сумма, очень существенная для большинства мелких предпринимателей.

«Вот представьте: у вас тандыр в каком-то селе и вы печете лепешки, чтобы обеспечивать своих соседей хлебом. Чтобы заниматься этим делом законно, нужно открыть частное предприятие и ежемесячно ездить в райцентр с кучей всяких отчетов. Какому предпринимателю это легко и радостно? Даже если несколько предпринимателей скинутся и наймут общего бухгалтера, все равно будет лучше, если бухгалтер не будет ездить все время с отчетами и тратить время на дорогу и стояние в очередях, а станет заниматься учетом. Упрощение администрирования — это большой шаг к тому, чтобы легализовать малый бизнес, который находится в тени только потому, что его пугает отчетность», — уверена Гульнара Ускенбаева.

Шаг и в самом деле сделан большой, и он — не единственный. Премьер Оторбаев пообещал: «Правительство будет продолжать предпринимать самые решительные меры по улучшению условий для предпринимателей». И еще одним постановлением бизнесменам дали возможность сдавать отчеты по налогам и социальным отчислениям в одном месте, а именно в налоговой инспекции. Что, в частности, позволит, по словам Гульнары Ускенбаевой, небольшим предприятиям, в которых работает несколько человек, в разы сократить количество сдаваемых документов. А именно с 33 отчетов по зарплате одного-единственного сотрудника в год, до четырех.

«33 отчета в год по одной зарплате — это просто нереально. Пусть будет один отчет за какой-то период. Если парламент одобрит оба эти постановления, то по зарплате частный предприниматель будет сдавать 4 отчета в год. Чувствуете разницу — 33 и 4? Это значительное облегчение бремени. И воодушевляет даже больше, чем введение поквартальной отчетности. Если депутаты это поддержат, это будет облегчение. И многие представители малого бизнеса, которые сейчас не отчитываются, призадумаются — бремя-то смягчается. Или ты будешь трястись, бояться каждой проверки и давать взятки, или будешь сдавать четыре отчета в год и нормально работать. Многие выберут уже открытый способ ведения бизнеса», — полагает Гульнара Ускенбаева.

И еще одна хорошая новость для 170 тысяч продавцов и реализаторов, работающих на рынках страны — и не только для них. Правительство утвердило новый свод правил торговли. Прежние, принятые четыре с половиной года назад, были списаны с советского образца и предъявляли жесткие и необоснованные требования к предпринимателям. На ста с лишним страницах было расписано, что, например, сыр на прилавке должен был быть разложен строго по ранжиру: «На рабочих местах сыр размещается в следующем порядке: слева по отношению к продавцу выкладываются крупные сыры, затем — мелкие сыры, за ними — мягкие и рассольные». Так же скрупулезно были расписаны нормы для молочных продуктов, колбас, хлебобулочных изделий. Любое отступление каралось штрафами.

«Арендаторы должны были расставлять товар по сантиметрам, миллиметрам, по цветам. А если нет — получили бы по полной программе. Их бы просто доили всякого рода инспекции — от пожарной до санитарной. Это просто абсурд. Если бы старое постановление работало, коррупция была бы гигантская», — возмущается президент Ассоциации рынков, предприятий, торговли и сферы услуг Сергей Пономарев.

Суровые требования предъявлялись раньше и к владельцам рынков. Администрация обязана была привозить арендаторов на работу, отвозить их домой и снабжать спецодеждой, в которой они торгуют.

«Все это было бы включено в затраты, которые несут арендаторы. И они сами первые начали говорить, что им не надо этих расходов, которые им на шею повесили, что они спецодеждой сами могут себя обеспечить и приехать на работу тоже сами. К тому же, как простроить логистику того же рынка «Дордой», где 35 тысяч предпринимателей работает, причем многие приезжают из Канта, Токмака, Военно-Антоновки, других пригородов. Как их всех привести-увезти?» — задается вопросом Пономарев.

К счастью, вопрос этот уже не требует ответа. Вновь принятые правила торговли значительно упростили всякого рода регулирования торговой деятельности. Представители государства, бизнеса и потребителей, принимавшие участие в разработке новых правил торговли, сумели помимо всего прочего оптимизировать баланс интересов между поставщиками и субъектами торговли.

«В прежнем документе был конфликт интересов, и не в пользу поставщиков, субъекты торговли находились в более выгодных условиях. Хотя это мировая тенденция — нет проблем произвести товар, есть проблема его сбыть», — комментирует постановление Сергей Пономарев.

Теперь торговым сетям запрещается навязывать поставщикам невыгодные условий договора поставки. Ретро-бонус — плата с поставщиков продовольствия за то, что торговая сеть обратилась именно к нему, теперь не может превышать 10 процентов от цены приобретенного товара, тогда как раньше этот процент достигал 50-60. И отдельно оговаривается социально значимые продукты, по которым выплата указанного вознаграждения не допускается вовсе, среди них хлеб, мука, молоко, масло (животное и растительное), рис, сахар и макароны. Это благоприятно отразится на конечных ценах продовольствия в магазинах, считают в правительстве.

И еще один важный момент, согласование которого далось особенно сложно: стоимость аренды за торговое место на рынках и базарах теперь не должна согласовываться с Государственным агентством антимонопольного регулирования. Прежде это непременное условие вызывало многочисленные жалобы со стороны предпринимателей.

«Госагентство антимонопольного регулирования только и делало, что выкручивало руки и вымогало взятки у предпринимателей. Был случай, когда при снижении тарифов — заметьте, не повышении, а снижении! — на одном рынке просили взятку в несколько десятков миллионов сомов. Десятков! Громкое дело было и с задержанием сотрудника антимонопольного ведомства на рынке «Кудайберген», когда предприниматель отдал ему 300 тысяч сомов», — делится наболевшим Сергей Пономарев.

Тогда за вымогательство взятки у руководства рынка «Кудайберген» сотрудник антимонопольного агентства был задержан, а позже уволили директора ведомства Бабырбека Жээнбекова. Больше таких вопиющих случаев быть не должно. В правительстве считают, что «все эти меры позволят значительно сократить или исключить коррупционные механизмы, связанные с излишним государственным регулированием торговой деятельности».

Что немаловажно, эффект от принятия постановления почувствуют и рядовые покупатели, ведь документ предусматривает и защиту прав потребителей. По словам ведущего специалиста сектора внутренней торговли Министерства экономики Клары Акматбековой, они оговариваются Правилами торговли отдельными товарами, утвержденными в качестве приложения к постановлению.

«Там, например, говорится, что нельзя торговать овощами с земли. А ведь у нас сколько продают тех же арбузов, например, да и овощей, доставленных прямо с поля? А это нарушение санитарных норм. Также обязательно у продавца должны быть весы с клеймом. Это гарантия для покупателя, что его не обвесят», — комментирует Клара Акматбекова.

Принятые правила торговли регламентируют даже режим работы магазинов. Например, если торговая точка находится на первом этаже многоквартирного дома и планирует работать круглосуточно, все жильцы дома должны дать согласие на ее работу в ночное время.

В Кыргызстане созданы благоприятные условия для работы и развития малого и среднего бизнеса — налоги ниже, чем в других странах (Казахстане и России), разрешительная система максимально упрощена, число проверяющих инспекций сокращено до двух, ведется работа по полному переходу на электронную отчетность. И новые шаги правительства навстречу бизнесу — упрощение налогового администрирования и отмена регулирования правил внутренней торговли — несомненно, станут очередным толчком для динамичного развития предпринимательства.

Поделиться